Сначала дороги, потом архитектура

ИСПАНЕЦ ПРОСИТ СОБЛЮДАТЬ ИЕРАРХИЮ 

ХОСЕОдин из крупнейших в мире специалистов по градостроительству архитектор Хосе Асебильо, приглашенный администрацией Чебоксар в качестве разработчика концепции развития центра, высказал свои предложения архитектурному сообществу столицы и всем заинтересованным горожанам. Извинившись, что еще не говорит по-русски, он развернул панораму будущего обустройства Красной площади и залива по-испански эмоционально и страстно. И начал с того, что инфраструктура города переживает момент большого кризиса.
Это потому, что в городах, где в прошлом веке «правила бал» промышленность, теперь совершенно иная ситуация. Город меняют новые технологии, а его экономика все больше базируется на предоставлении услуг. И архитектура за всем этим пока не слишком успевает. Успокоил, что это проблема не только Чебоксар и не только России, а всех современных городов. И у Чебоксар в этом смысле как раз больше возможностей, потому что успешное будущее специалисты сулят не мегаполисам, а городам средних размеров вроде нашего. Этот оптимизм и берется оправдать маэстро от архитектуры, предлагая для пущей эффективности изменить градостроительные подходы.
На встрече, что прошла на площадке Узла связи hab, главный архитектор Чебоксар Александр Шевлягин сразу предупредил любителей готовых картинок, что работа еще не завершена, речь идет именно о концепции, а не о детальной планировке.
И это сразу стало понятно. Архитектор пытался объяснить глобальные проблемы, основные направления современного города, к которым он относит интенсивность, городской метаболизм (а что вы хотите, город – это живой организм), городскую культуру и взаимодействие между городами. В пример он не мог не привести Барселону, где был главным архитектором и где развитию туризма помогло изменение городской структуры. Еще двадцать лет назад этот город даже близко не был той туристической Меккой, которой является сейчас, а дымил и грохотал прибрежными «тяжелыми» предприятиями. То есть социальная революция происходит лишь тогда, когда город грамотно трансформирован.
По поводу грамотности. Асебильо настаивает на соблюдении иерархии действий, на четкой очередности градостроительных акций. То есть сначала дороги и инфраструктура, затем архитектура. И никак не наоборот. Иначе об успешном, да и просто удобном городе думать просто бесполезно. В нашем случае даже на глаз заметно, что такая очередность нарушена. Поэтому и начинать обустройство придется с первого пункта.

Александр Шевлягин, главный архитектор города Чебоксары:
– Хосе Асебильо сразу нам сказал, что не картинки будет рисовать, а сделает экономический каркас, ту систему, с которой потом местные архитекторы должны работать сами. Что он и сделал. А дальше уже наша работа. Есть очень интересные идеи. Но есть и те, с которыми можно поспорить. Да и то последние – лишь от недостатка информации, что мы не сумели предоставить. У них очень серьезный подход к работе. До такой степени, что когда они нам задавали ее параметры, у нас волосы дыбом вставали. Допустим, вся Европа работает на цифровых картах. Этого в Чебоксарах просто нет. Им, наверное, тяжелее с нами работать, чем нам с ними. Мы привыкли, что концепция – это что-то поверхностное. А они «копают» сразу глубоко. Поэтому мы к ним и обратились.

По мнению испанского архитектора и его команды, залив должен трансформироваться в парк, который станет своеобразным городским «позвоночником». Раньше было принято уходить от центра и развивать окраины, и теперь опустошение городского центра приводит к тому, что стирается само лицо города.
На рабочих чертежах Хосе Асебильо и сотрудница его студии Офис Архитектурных Систем Станислава Бошкович продемонстрировали вытянутые по периметру водной поверхности очертания парка, соединяющего различные элементы городской структуры. Существенный момент – придание заливу формы. Они сравнили ее с рукой и пальцами. Показали варианты соотношения на этом месте существующей и возможной застройки. Вид на воду, который для разработчиков очень важен, может открываться с внутренних дворов потенциальных строений.
Из некоторых деталей. Пешеходная дорожка, обнимающая залив, на схеме расцвечена цветным асфальтом. Как и вся Красная площадь. Переходы соединены не просто лестницами, а и эскалаторами. На склонах – террасы, балюстрады и иные точки обозрения. Спортивные и игровые площадки, скейт-парк. Фонтанов должно стать больше, а вечернее освещение вообще создаст другой городской образ. Так что сценический потенциал нашего залива по-прежнему велик.
На Красной площади, ближе к воде, разработчики видят так называемый Дворец воды с видом на Волгу и на парки. Размеры нашей площади гости считают поразительными. Поэтому требуются новые объекты. И не закрывать главное украшение – воду. Причем площадь зрительно надо расположить на нескольких уровнях.
С вопросом к гостю сразу же прорвался один из блогеров, одетый в майку с изображением Барселоны. Для начала он известил маэстро, что многие горожане боятся, как бы испанский гость не застроил залив дорогостоящим жильем, и спросил, как он вообще относится к уплотнительной застройке. Ответ был по-европейски сдержан. Асебильо – сторонник рациональной плотности застройки, в том числе и на нашем заливе. И считает, что какой-то минимум там нужен.
Архитектор Сергей Лукиянов, скрупулезно снимавший всю презентацию представленные рисунки и чертежи, вступился за честь построенного некогда залива, отметив, что эта работа в свое время получила Госпремию. Но за свежие идеи поблагодарил, особенно за «бровку» вдоль Волги. И выразил надежду, что все это будет сделано в совместной работе с местными архитекторами.
Гендиректор «Эвереста» Николай Герасимов согласен, что на таком красивом месте, как залив, не хватает архитектурных объемов. И назвал предложения архитектурной знаменитости «точкой приложения», хотя не уверен, что все они приживутся на нашей почве.
Директор архитектурной фирмы «Сфера» Станислав Удяков на вопрос обозревателя «СЧ», как могут предложения приглашенных специалистов идти в ногу с генпланом, который разрабатывается совсем другими людьми, ответил, что это оценка опытного специалиста, поработавшего в мировых центрах, и она необходима для работы.
– Я недавно встречался с одним из пермских архитекторов, он рассказывает, что они пригласили для разработки концепции голландца, – говорит он. – Концепция – это взгляд, который способен затронуть, некое движение. Генеральный план – это другое. Он уже требует ответственности в действиях, выработки точных расчетов, анализа. В концепции Асебильо мне больше всего понравился акцент на парк. Посмотрите, Москва стоит на семи холмах. А там речки забрали в трубы, все стало ровно. А все, кто приезжает к нам, удивляются рельефу, который сохранился. И то, что здесь парк выходит из города за его пределы, очень интересная идея.
Станет ли этот взгляд действительно началом какого-то движения в самом сердце Чебоксар, мы узнаем совсем скоро. Изменения в облике города задуманы к его 550-летию.

Опубликовано: 2 ноября 2013 г.


Читайте также:

2 Ответы

  1. Очень этого хочется!!!

  2. что то мне подсказывает
    что нужно было пригласить штук 10 архитекторов
    чтобы реальный прорыв случился.
    пять дорожек в парке сделать как пальцы ладони
    это просто «матрица перезагрузка» и даже перегрузка :-))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.