Но из зоны попала в спецприемник
Бывшая узница исправительной колонии через суд оспорила действия должностных лиц и органов государственной власти.
Уроженка города Джизак Узбекской ССР (назовем ее Сомовой) в 2004 году была осуждена райсудом Оренбургской области к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы за причинение тяжкого вреда здоровью человека. Отбывала наказание в нашей республике – в ИК-5. А в феврале 2010 года Минюст РФ вынес распоряжение о нежелательности пребывания (проживания) «лица без гражданства» Сомовой в России до августа 2020 года. Осужденную с этим распоряжением ознакомили под роспись. Однако обжаловать этот документ вовремя, будучи за решеткой, она не смогла. Ей даже копию распоряжения не дали, адвоката нанимать не на что, сама же правовой азбукой не особо владела. Так и пропустила срок.
В августе прошлого года должна была выйти на свободу. Однако этим же днем на основании министерского распоряжения миграционная служба по г. Цивильску приняла решение о депортации Сомовой. В связи с этим по постановлению суда ее поместили в спецприемник УМВД России по Чебоксарам – до исполнения решения о депортации. Там она до сих пор.
И полагает, что с ней обошлись несправедливо. Считает, что в Минюсте к рассмотрению ее дела отнеслись формально. Не приняли во внимание, что Сомова в содеянном преступлении раскаялась, за колючей проволокой вела себя хорошо, участвовала в общественной жизни коллектива, за что не раз поощрялась, в колонии работала. Также не учтено, что все ее близкие родственники и члены семьи – мать, сестра, брат, единственная дочь и четверо внуков – постоянно проживают в России, являются гражданами РФ. Отец, тоже российский гражданин, был инвалидом и в апреле этого года умер. Сомова у него на похоронах не была, находилась в спецприемнике.
В общем, распоряжение о нежелательности ее пребывания в России и решение о депортации нарушает ее конституционное право жить вместе с семьей, заботиться о престарелой матери и внуках. У Сомовой нет места жительства за пределами России, гражданство Узбекистана она не принимала, паспорт там не получала. Она желает принять российское гражданство.
С этими переживаниями и обратилась в Калининский райсуд Чебоксар, просила восстановить пропущенный срок для обжалования распоряжения Минюста и решения о депортации и признать их незаконными. Не одна была, а с человеком, который грамотно защищал ее интересы, наверное, родственники позаботились. Представитель Мин-юста возражал. Дескать, Сомова совершила особо тяжкое преступление на территории РФ, полагает, что принятое решение о ее нежелательном пребывании в России вполне правомерно. Такое же мнение высказали и представители УФСИН РФ по Чувашии. Короче, эта гражданка – реальная угроза общественному порядку, правам и законным интересам россиян.
Однако суд с этим не согласился, признав незаконными и распоряжение Минюста, и соответственно решение миграционной службы. После того как решение вступит в силу (если не обжаловано), Сомова скоро покинет спецприемник, где в камере провела почти год. Журналист хотела повидаться с ней, поговорить на чисто житейскую тему, начальник УМВД этому не препятствовал.
Однако потом позвонили из спецприемника и с сожалением сообщили, что женщина не желает общаться с корреспондентом газеты, потому что «хочет забыть все с ней происшедшее как страшный сон», даже с сотрудниками приемника общается неохотно. Впрочем, это вполне понятно. Сейчас, наверное, молится лишь об одном – чтобы поскорее выйти на свободу…