Самая дорогая награда — детская улыбка
С Национальным медицинским исследовательским центром имени Г.И. Турнера в Санкт-Петербурге, где делают самые сложные операции в области детской травматологии и ортопедии, чебоксарские врачи сотрудничают уже более 15 лет — со дня открытия Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования. Вместе оперируют, проводят обучение, занимаются научными разработками. Вот и в этот раз приезда заведующего отделом ведущего клинического учреждения России Павла Бортулева в Чебоксары дожидались несколько маленьких пациентов. Под его руководством наши ортопеды помогли двум 11-летним девочкам из Марий Эл и Башкортостана, выполнив сложнейшие вмешательства на тазобедренном суставе.
…Несмотря на только что проведенную почти трехчасовую операцию, доктор любезно согласился рассказать о своей работе «СЧ». Павел Бортулев — заведующий отделом заболеваний суставов и костной патологии центра имени Турнера, травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук. В этом году в Москве группа детских врачей под руководством Павла Игоревича получила главную медицинскую премию России — «Призвание». Награду медикам, среди которых и доктор из Чувашии — детский врач травматолог-ортопед Федерального центра травматологии, ортопедии и эндопротезирования 32-летний Павел Корняков, вручили за создание системы лечения детей с дисплазией тазобедренного сустава. Благодаря их самоотверженному труду за последние три года удалось в буквальном смысле поставить на ноги более 500 мальчишек и девчонок, бывших обреченными на тяжелую инвалидность.
В Чебоксары доктор Бортулев приезжает довольно часто. В операционной плечом к плечу с ним работает его ученик Павел Корняков. Ортопеды берутся за самых тяжелых ребятишек. Вот как сейчас. За день одной девочке поставили эндопротез, а ее сверстнице сделали тройную остеотомию таза. Даже по меркам профессионалов операции — сложнейшие, требующие от хирургов высочайшей подготовки.
«С Федеральным центром в Чебоксарах нас связывает давняя профессиональная дружба. Мы развиваем совместное направление — хирургию тазобедренного сустава у детей с различной патологией. Если начинали мы, можно сказать, с простого — с так называемой первичной хирургии, то сейчас активно внедряем сложные ревизионные вмешательства», — рассказывает Павел Бортулев.
Как раз такую операцию под контролем Павла Игоревича выполнили одной из юных пациенток. У девочки — врожденный двусторонний вывих бедра, из-за чего она не могла нормально ходить. Ребенка хоть и оперировали прежде, но возникла необходимость повторного вмешательства. Если бы не эта операция, то, по словам доктора, в ближайшем будущем девочке потребовалось бы раннее эндопротезирование — установка искусственного сустава. Сейчас же сустав будет развиваться так, как он должен развиваться. И уже через полгода подросток сможет вернуться к обычному образу жизни — полноценно двигаться, учиться, жить.
Для обычных людей — чудо, для хирургов — работа, хоть и очень сложная. К выражению «уникальная операция» представители этой профессии относятся скептически. «Любая операция, особенно если речь идет о ревизионных случаях, — уникальна. Потому что не бывает одинаковых деформаций, как не бывает одинаковых людей. И нет такой одной операции, которая бы «заходила» всем. Это не как с автоматами Калашникова, в которых взаимозаменяемые детали, и их определенное количество. Каждый человек индивидуален. И в ревизионной, или реконструктивной, хирургии — то же самое», — сравнивает Павел Бортулев.
Для сотрудников детского отделения Федерального центра работа за одним операционным столом с опытным коллегой — прекрасная возможность отточить свои умения. Хирургия, особенно детская, требует постоянного обучения и анализа своих действий, и такая совместная практика позволяет врачам самосовершенствоваться.
«Все, что мы знаем и умеем как головное учреждение, мы передаем сотрудникам центра в Чебоксарах. Здесь тазобедренным суставом занимается Павел Николаевич Корняков, и мы однозначно всячески идем навстречу. Если уж ты берешься учить и передавать знания, ты должен передавать все. По-другому это не работает», — считает Павел Бортулев. По его словам, компетенция чебоксарского доктора настолько высока, что специалистов такого уровня не так-то много и в масштабах страны. Можно только гордиться, что один из них работает в Чебоксарах.
Для хирургов, к слову, ревизионные операции — одни из самых трудных. «Ты как будто идешь с завязанными глазами по минному полю, — говорит о своей работе Павел Бортулев. — Ты не знаешь, как до тебя сделано: как сшиты ткани, что с суставным хрящом… Даже современные методы исследования зачастую не позволяют до конца оценить, какую все-таки деформацию ты увидишь внутри сустава. Могу сказать, что 40% решений принимается интероперационно — во время операции, непосредственно здесь и сейчас».
«Вот сегодня пришлось частично резецировать, — продолжает доктор. — Как я говорю, микрохирургия тазобедренного сустава. Вроде, казалось бы, мы такие дровосеки — сустав большой, у нас всегда в арсенале и хирургическое долото, и молоток. Но на самом деле зачастую берешь в руки чуть ли не микроскоп и под лупой начинаешь выделять какой-нибудь лоскут с артерией, которая имеет диаметр 2 мм, чтобы не нарушить кровоснабжение сустава».
…Сейчас девочки восстанавливаются после операции. Им и их близким предстоит длительная реабилитация. «Я бы всем родителям, кто прошел вместе с ребенком этот путь, поставил памятник. Полгода не отходить от своего сына или дочери, заниматься с ними, помогать — это по-настоящему титанический труд. Не каждый на это способен», — отзывается доктор.
В год Павел Бортулев проводит около двухсот сложных реконструктивных операций и еще примерно сто эндопротезирований. Без преувеличения, спасает детские жизни. Как рассказал доктор, желание стать детским хирургом появилось у него в седьмом классе, когда на экраны вышел сериал «Скорая помощь». «В первой же серии герой Джорджа Клуни спас мальчика — вернул ему возможность дышать. С того момента я понял, что буду детским хирургом. Целенаправленно шел к этому всю свою жизнь, да и сейчас продолжаю совершенствоваться. Такая это профессия — на месте стоять нельзя. Как только что-то упустишь, ты будешь менее эффективен», — считает медик. И признается: работать с детьми очень любит. «Когда понимаешь, что можешь помочь ребенку не чувствовать себя белой вороной из-за каких-то физических проблем, — это самое главное. Будем делать все, что в наших силах, чтобы дети стали здоровыми», — говорит собеседник.
Для самого же доктора Бортулева нет большей радости, чем увидеть на приеме своих маленьких пациентов с улыбкой и когда они говорят, что у них все классно. Для него это самая большая награда.