Джаз – музыка мыслящих
Как вы думаете, можно ли стать музыкантом еще до появления на свет? Родители Константина Хазановича познакомились в джаз-клубе и словно предрешили судьбу сына. Уже в два года мальчик напевал понравившиеся темы, демонстрируя хорошую музыкальную память, мелодический слух и чистоту интонации, а сегодня, будучи состоявшимся джазменом, с легкостью импровизирует на рояле и кларнете, пишет музыку, заявляет о себе в собравших миллионную аудиторию проектах «Квартет 4×4» и «Большой джаз» на телеканале «Россия-Культура» и делает все, чтобы в нашей стране свинг звучал везде, от Сочи до Петрозаводска. Причем не один, а со своим квартетом, который дал аншлаговый концерт в Чувашской государственной филармонии.
Услышать настоящий качественный джаз в Чувашии – скорее приятная неожиданность, нежели закономерность, здесь это, мягко говоря, не самое раскрученное музыкальное направление. Конечно, отдельные программы готовит оркестр эстрадной и джазовой музыки на базе Чувашской академической симфонической капеллы, более пятнадцати лет проходит Фестиваль саксофона по инициативе руководителя концертно-духового оркестра Владимира Петрова (он же пригласил именитых гостей в Чебоксары). Ранее джазовые фестивали организовывал Николай Кузьмичев, долгое время заведовавший эстрадным отделением Чебоксарского музыкального училища имени Ф.П. Павлова, но, казалось бы, этого так мало по сравнению с тем, что история российского джаза насчитывает век.
Впрочем, главное – не количество, а качество, тем более что чувашская земля богата талантливыми, беспрецедентно покорившими джазовую стихию музыкантами. Например, контрабасист Иван Любимов, чьему виртуозному соло рукоплескал сегодня весь зал, окончил наше училище как бас-гитарист, постигая тонкости игры грувов и риффов в классе Игоря Емельянова, затем – Санкт-Петербургский институт культуры и сделал успешную карьеру в Северной столице, где судьба преподносит столько знакомств с такими же одаренными, увлеченными джазом людьми. Саксофонист Денис Юрченко и ударник Михаил Фотченков – одни из таких, на их счету – победы на конкурсах и выступления на самых элитных джазовых площадках. Правда, из-за плотного рабочего графика (в свои тридцать с лишним лет Иван объездил с концертами почти весь мир, от Америки до Австралии, гастролировал с певицей Еленой Ваенгой и другими звездами шоу-бизнеса) бывать дома в Чебоксарах получается не чаще раза в год.
На одной из картин своих «джазовых серий» французский художник Анри Матисс изобразил джаз как пестрящее всеми цветами радуги море без конца и края. Наверное, так видят его многие, ведь каждая из исполненных композиций, будь то зажигательная «Fried Bananas» (Жареные бананы) или лирическая «My One and Only Love» (Моя единственная любовь), не имеет четких временных рамок и может длиться столько, насколько далеко готовы зайти в своих импровизациях сами музыканты с их чувством стиля, темпоритма, внутренней логики развития, в результате чего обычный блюзовый квадрат разрастается до размеров крупной формы.
Самое сложное тут – не выпасть из гармонической сетки, сохранив равномерность метрической пульсации и ясность мелодической линии, сдобренной форшлагами и мордентами. В этом Константину Хазановичу заметно помогает крепкая академическая база, полученная в славящейся богатым историческим наследием школе-десятилетке при Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, среди выпускников которой такие величины как композиторы Валерий Гаврилин и Сергей Слонимский, дирижеры Юрий Темирканов и Юрий Симонов.
Неизгладимый след оставила учеба в консерватории в старинном портовом городе Росток на северо-востоке Германии, позволившая полной грудью вдохнуть утонченные ароматы Европы с ее изысканностью архитектуры и роскошью композиторско-исполнительских традиций. Их частицу Константин Хазанович с дерзновением молодого творца привез с собой на родину, так что авторитетный американский журнал «Downbeat magazine» назвал артиста «фортепианным гением», а о его квартете заговорили как о «новом веянии в джазовой культуре».
Восхищают и безупречная сыгранность музыкантов, и свежесть художественных интерпретаций, и неисчерпаемое штриховое многообразие, и умение звучать современно при внешней классичности средств, приемов и техник. Но больше всего, наверное, то, что в представлении этой великолепной четверки джаз – музыка людей не только свободных, но и мыслящих, способных каждый такт наполнить содержанием, драматургией, неким невербальным текстом, когда исполнители не просто сыплют гаммами и арпеджио, а будто разыгрывают пьесу по ролям или ведут глубокий интеллектуальный диалог, в который вовлекают и публику.
Кстати, всех тех, кто считает джаз состоянием души и готов его не только слушать, но и узнавать о нем что-то новое, организаторы концерта приглашают 9 и 10 сентября в отель Ибис на музыкальный форум «Colisium», где ему будет уделено особое внимание. О том, реально ли выжить джазу на периферии, о традициях и новаторствах отечественного джазового движения и о его месте в системе культурных ценностей малых народов России расскажут Владимир Петров и известный в Поволжье саксофонист, руководитель уникального женского джаз-оркестра «Фантазия» и существующего более десятка лет лектория «Казанская среда джаза» Юрий Щербаков.