Книга о Максиме Дормидонтовиче Михайлове стала дипломантом Всероссийской премии «Александр Невский»

Захватывающий роман и серьезное исследование

Яркие зарисовки из закулисной жизни Большого театра и редкие архивные фотографии, фрагменты воспоминаний и захватывающие эпизоды личной судьбы артиста. Все это в книге «Максим Михайлов: «Настоящий русский бас», вышедшей в свет в Чувашском книжном издательстве в рамках биографической серии «Замечательные люди Чувашии» к 125-летию со дня рождения певца, отмеченному в 2018 году, и ставшей первым крупным изданием о знаменитом уроженце Чувашии, имя которого вот уже 30 лет носит Международный оперный фестиваль. В преддверии 2021 года уникальная монография была отмечена дипломом Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», учрежденной Союзом писателей России и АО «Талион».
Максим Дормидонтович Михайлов — одна из наиболее загадочных и противоречивых фигур в истории музыкального искусства. Будучи подброшенным волной оглушительного прижизненного успеха, о котором только может мечтать настоящий артист (не секрет, что певцу завидовал даже сам Федор Шаляпин), он, вместе с тем, был вынужден непрерывно бороться за свое место под солнцем. Разобраться в подробностях жизненного пути, восстановив хронику событий, — такую задачу поставили перед собой авторы монографии Михаил Кондратьев и Евгения Андрейко, по-новому раскрывшие многие не афишировавшиеся ранее биографические факты. Например, мало кто знает, что артист, будучи протодиаконом, пел в Омске на церемонии назначения Александра Колчака Верховным правителем Российского государства и главнокомандующим русской армией. Или о его загадочной «дружбе» с Иосифом Сталиным, полной недомолвок и тайн.
С одной стороны, перед нами — серьезное жизнеописание одного из столпов басовой вокальной школы, чье имя занесено во все энциклопедии и справочники, с другой — захватывающий роман, написанный емким и доступным языком. Его главный герой — живой человек, мечтающий, страдающий, мыслящий, наделенный своими достоинствами, недостатками и слабостями, как и каждый из нас, так что материал увлекает не только профессионалов, но и любителей. И хотя мы знаем Михаила Григорьевича Кондратьева как историка музыки и автора множества научных трудов, ему удается заинтересовать самую широкую читательскую аудиторию (в этой связи нельзя не вспомнить его книги «Степан Максимов. Время. Творчество. Масштаб личности», «Композиторы Воробьевы» и «Гора золотая…» Федор Павлов и его время», выдержанные в аналогичном научно-популярном стиле и уже ставшие национальными бестселлерами).
Широта ракурса стала возможной и благодаря научно-теоретическому подходу Евгении Андрейко, чье профессиональное вокальное образование вдобавок к музыковедческому (Евгения Олеговна окончила Чебоксарское музучилище имени Ф.П. Павлова, Чувашский госуниверситет имени И.Н. Ульянова и Российскую академию музыки имени Гнесиных, где теперь преподает) играет неоценимую роль при анализе артистического почерка певца. Определено место Максима Михайлова и в европейском вокальном искусстве, в контексте которого он показан не только одним из выдающихся представителей русской школы академического пения, но и обладателем самого русского по тембру голоса, а, значит, непосредственным носителем культуры своего народа.

Мария Митина

Опубликовано: 27 января 2021 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.