Чувашский театр рождался в политических бурях
27 января Чувашский академический драматический театр имени К.В. Иванова будет отмечать свой вековой юбилей. Отсчет ведется с постановки пьесы Александра Островского «Не так живи, как хочется», перенесенной несколькими энтузиастами театра на национальную почву и сыгранной в чувашских костюмах и на чувашском языке. Постановка пришлась народу по душе, труппу поддержали революционные власти того времени.
Авторы спектакля стали и первыми чувашскими профессионалами в этом виде искусства. Хотя потребность в национальном театре появилась не вдруг, а вызревала постепенно. Об этом, а также о том, каким стал театр в новом веке и какие люди определяли его движение вперед, говорилось на научно-практической конференции «Явление Театра народу», прошедшей в ЧГАТ.
Название конференции, определяющее благоговейное отношение к театру, сродни религиозному, дал основной доклад доктора искусствоведения Михаила Кондратьева. Ученый, кстати, назвал встречу первым шагом к торжественному моменту празднования века чувашского театра.
СПРАВКА «СЧ»
Научный форум при поддержке двух министерств, образования и культуры, вместе с будущим именинником, драматическим театром имени К. В. Иванова, проводил Чувашский институт гуманитарных наук, для которого «Явление Театра народу» стало своего рода презентацией всей научной работы, ведущейся в институте в русле театрального искусства. Научные сотрудники представили свои наработки не только об истории самого театра, но и о современной чувашской драматургии, национальном музыкальном искусстве и сценографии.
Модератором выступил директор ЧГИГН Петр Краснов, строго следивший за регламентом, еще одним показателем научной дисциплины. Конференцию посетил министр культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республики Константин Яковлев, с интересом выслушавший добрую половину выступлений. Художественный руководитель Чувашского драматического театра Валерий Яковлев назвал встречу очень важной и значимой в процессе подготовки к круглой дате. Сам коллектив тоже не сидел в сторонке, органично дополняя исторические и аналитические выкладки ученых песнями из спектакля по пьесе основателя чувашского театра Иоакима Максимова-Кошкинского «Константин Иванов».
Исторический спектакль «Не так живи, как хочется» состоялся в Казани, где училась в начале 20 века будущая чувашская интеллигенция. Пример татарских соседей тоже сыграл тут не последнюю роль. В России в то время театр был в эпицентре общественных интересов, а русский переживал настоящий бум. Чувашские же зрители практически ничего не знали о существовании театра. И первые любительские постановки производили на них неизгладимое впечатление.
Они были востребованы не только в Казани. Известна любительская постановка начала века в Акулево, где этим занимался Федор Павлов, автор пьесы «На суде». В Симбирске постановки организовывал педагог-миссионер Николай Ильминский. Историк Юрий Гусаров приводит факты, что чувашские любительские постановки появились еще во времена первой русской революции — их делали революционно настроенные учителя. Театры даже стали символом революционного движения, ведь основная часть населения Чувашского края была неграмотна, а театральные средства позволяли доносить идеи быстрее книг и прокламаций.
О создании театров заговорили еще на первом съезде национального форума, когда грянула Февральская революция. Интересно, что группа создателей чувашского храма Мельпомены родилась под крылом правоэсеровского движения. Так что чувашский театр рождался в мощных политических бурях и был зеркалом современных проблем.
Первым залом в Чебоксарах для кочевавшего почти два года коллектива, так и называвшегося тогда «Чувашский передвижной театр», стал мочальный склад купца Ефремова. Его первые актеры не имели специальной подготовки, но прославились на весь мир, как, например, участница первой постановки Ольга Ырзем. Им помогали постичь азы профессии русские режиссеры школы Станиславского.
Театр и будет затем развиваться именно так — в соединении чувашской культуры и русского психологического театра. Он станет академическим, творческой мастерской не только для сценических экспериментов, но и музыкальных, и художественных. Станет тем театром, который будут называть «душой народа», тем, который завоюет подмостки многих других городов и стран, тем, каким мы знаем его сегодня.
Фото с сайта Чувашского драмтеатра: В феврале коллектив покажет спектакль «Не так живи, как хочется» в Казани, в том же здании, что и 100 лет назад.