Скульптуры прочнее базальта украсят Чебоксары

ЙОХАННЕС ТЕРБАХ: НЕ НАДО ДЕТЕЙ «ТЯНУТЬ»

Немецкий художник, чьи скульптуры украшают улицы в Германии, Йоханнес Тербах приехал в Чебоксары вместе со своей супругой, певицей Надей Шмаленберг. И пока его жена дает концерты барочной музыки, решил сделать городу, который ему очень понравился, подарок.
Он дал юным чебоксарцам мастер-класс по малой скульптурной форме. Дети, которые еще только учатся рисовать, создавали рельефы на тему «экология».
Но и это еще не все, работы ребятишек из глины художник залил специальным раствором собственного изобретения, что прочнее базальта, — они украсят Чувашский государственный педагогический университет.
Было интересно побеседовать с художником, который и у себя на родине очень много времени проводит с детьми, обучая их.
— Йоханнес, зачем вам, маститому художнику, занятия с малышами, которые еще даже не понимают ценности происходящего?
— Я долгое время был, как вы говорите, «маститым», а потом понял, что мне мало самому творить, хочется, чтобы рядом жили люди, которые тоже могут заниматься творчеством. Я начал заниматься со студентами, но мир взрослых очень прагматичен, и студенты уже «заражены» им. А дети — у них нет разделения мозга на полушария: этим они думают, этим — чувствуют. Они это делают одновременно. И именно поэтому, работая в манере первобытной скульптуры, они вкладывают в работу свои эмоции.
— Дети все одинаковы? Или наши ребятишки отличаются от немецких?
— Я когда пришел в изостудию, чтобы провести занятие… у меня был шок. Дети сидели за столами и ждали. Вы представляете?
— А что должно было происходить?
— У нас стоял бы шум, гвалт, дети разве что только по потолку не бегали бы. А ваши очень дисциплинированны. Но это не потому, что они запуганы, а просто потому, что они, несмотря на возраст, очень хорошо понимали, куда они пришли и зачем. Дома я разговариваю на одном языке с детьми, а здесь нашим переводчиком была Марина Мегель, и, казалось бы, дети должны были испытывать нетерпение, что им не все понятно, что все происходит довольно долго. Но они были очень терпеливы и ждали своей очереди задать вопрос или получить дополнительное разъяснение. При этом они работали четко по заданному алгоритму, ведь работа с глиной требует своей технологии, с которой они не сталкивались.
— Дети вряд ли могут сейчас оценить то, что их работы будут практически вечными. Это хорошо или плохо? Для взрослого человека такая ответственность была бы серьезной нагрузкой.
— Дети сейчас это оценить не могут, но это станет для них важно, когда вырастут. Я расскажу случай из моей практики. Много лет назад в детском саду мы проводили подобное занятие и оформили работы детей в виде дерева. Как-то раз в детский сад пришли молодая женщина с мужчиной, чтобы показать свою работу. Она была очень хорошо одета, с айфоном: состоятельная, благополучная молодая дама. А увидев свою скульптуру, она достала из сумки зубную щетку и стала чистить скульптуру от пыли.
Понимаете, дорогие гаджеты, еще что-то не так важно, как кусочек души, вложенный в работу. Иногда нужно повернуть на своем пути чуть-чуть, а оказаться совсем в другом месте. Думаю, что для детей момент, когда они почувствовали вкус творчества, станет в чем-то определяющим. Наверное, это слишком пафосно, но дети — наше будущее. И каким оно окажется, зависит от того, что делаем вместе с ними. Не надо детей воспитывать. По-немецки «воспитывать» — это «тянуть», но разве дерево вырастет нормальным, если его тянуть. Достаточно за ним просто с любовью ухаживать. Так и с детьми: нужно просто помочь им повзрослеть.

Фото Максима Васильева: Мастер-класс получили не только школьники, но и сам художник, который впервые работал с детьми через переводчика. По его словам, это оказался очень полезный опыт.

Опубликовано: 1 июня 2017 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.