Замечено, что даже в пределах одного региона люди разнятся своими особенностями. Скажем, яльчикцы и батыревцы известны высокими предпринимательскими способностями, красночетайцам палец в рот не клади — выведут на чистую воду. А чем отличаются жители Шемуршинского района?
С этого вопроса началась наша беседа с главой районной администрации Владимиром Денисовым.
— Отличаются своим трудолюбием, терпеливостью и гостеприимством, — говорит Владимир Васильевич, сам тоже не из варягов — коренной шемуршинец. — Мы находимся в самой что ни на есть глубинке, до столицы больше полутора сотен километров, так что приходится полагаться в основном на себя. Хотя, конечно, у руководства республики все районы равные по вниманию к ним. Тем не менее чувство локтя у нас развито, возможно, как ни у кого другого. Причем независимо от национальности. 78 процентов из нас чуваши, 11 — татары, 6 — русские, 2 — мордва, есть представители и других наций. Как исконный шемуршинец с позиции руководителя района могу сказать, что если к представителям каждой национальности подходить с добротой и пониманием, тебя всегда поддержат.
— Глубинка глубинкой, но есть и преимущество — близость к федеральной трассе, к большой дороге. А это испокон века имело экономические выгоды, прежде всего для торговли, сбыта местной продукции.
— Так-то оно так, да есть тут и минус. У «придорожного» человека больше возможностей, чтобы отправиться в свободное плавание, в другой регион, если его не устраивают местные условия — наличие работы и прочее. Но с точки зрения экономической, конечно, плюс. У нас развита придорожная торговля, у людей неплохие возможности реализовывать на трассе свои овощи, грибы, веники… Иные за сезон на такой торговле зарабатывают до полумиллиона рублей.
Но вынужден признать, что этот ресурс мы используем не полностью. Возможно, на меня земляки обидятся, но не хватает у шемуршинцев предпринимательской жилки, как у тех же батыревцев. Хотя стараемся стимулировать торговлю товарами местного производства. Места на рынке таким продавцам предоставляются бесплатно.
Близость к большой трассе, видимо, сказывается определенным образом и на демографии. Численность населения района сегодня составляет около 13 тысяч человек против 15 с лишним тысяч на начало 2008 года. Большие надежды на закрепление людей на селе, их привязку к земле возлагались на аграрный национальный проект, запущенный более десяти лет назад. Люди тогда стали брать практически бесплатные кредиты на разведение свиней, скота, строительство ферм. Финансово многие оперились, но некоторые на вырученные деньги покупали жилье в городах для детей, которые там и оставались… Но много наших сельчан, конечно, и укоренились на родной земле, продолжают развивать свой аграрный бизнес.
— Тем не менее кадров на селе у вас, как и везде, не хватает. Хотя известно, что в Шемуршинском районе немало делается для создания современной инфраструктуры и привлечения молодых специалистов.
— Только что я подписал постановление об учреждении ежемесячной стипендии в размере 2 тысяч рублей для студентов 4 и 5 курсов педагогических учебных заведений, которые изъявят желание приехать к нам в район на работу. Причем не только наших, но и уроженцев других районов. Действует у нас также положение, согласно которому молодому специалисту полагается 50-процентная доплата к основной ставке — тоже из муниципального бюджета. Есть у меня еще одно предложение: почему бы студентов-старшекурсников, твердо решивших поехать работать на село, с платного обучения не переводить на бюджетное? Разговор об этом у меня с министром образования уже был, хотелось бы иметь конкретный результат. Без инвестиций в человека не пожнешь хороших плодов. Точнее сказать, никаких плодов не вырастишь.
— Вы говорили о сфере образования, но и в сельскохозяйственной, надо полагать, кадровые проблемы имеются. Хотя АПК района в целом развивается достаточно неплохо, судя по статистическим данным.
— Действительно, крупные сельхозпредприятия вкладывают немалые средства в техническое оснащение животноводства. Но при этом на второй план отодвинута «модернизация» поголовья скота. То есть медленно улучшаются племенные качества дойного стада, о чем я постоянно напоминаю руководителям хозяйств. И это, вижу, имеет результат — обновление стада стало наблюдаться, в частности, в фермерских хозяйствах Олега Хлюкина, Геннадия Макарова.
Что касается форм собственности, тут я сторонник фермерства, не умаляя, конечно, достоинства сельхозкооперативов, многие из которых сполна их демонстрируют. Наши фермеры активно участвуют в конкурсе на получение грантов по известной программе поддержки начинающих фермеров и семейных ферм. В прошлом году двое начинающих получили такие субсидии, и нынче трое представили комиссии свои проекты. А еще двое — в номинации семейных ферм.
Вообще приоритеты деревенской жизни меняются стремительно. Еще недавно двор, где держали не корову, а козу, считался малосостоятельным в финансовом плане. А теперь корову держат те, у кого она единственный финансовый источник. Зато владельцы коз могут обходиться без буренки-кормилицы, значит, у них есть другие источники, а козу держат лишь для внутреннего потребления. Нет, поголовье коров, конечно, растет, причем в основном именно у фермеров.
— Большая дорога, как уже сказано, способствует развитию предпринимательства не только в аграрной сфере. И у вас, в общем-то, неплохо развивается торговый малый бизнес…
— Да, в районе, включая фермерские хозяйства, насчитывается более 310 субъектов малого и среднего предпринимательства. Большей частью это «индивидуалы» и порядка 37 предприятий. В райцентре имеется бизнес-инкубатор, где бизнесмены могут арендовать помещения по невысокой ставке. Но заполняемость инкубатора пока недостаточная, видимо, оттого, что находится он на окраине села.
Что касается профиля бизнеса, тут развивается не только фермерство и торговля, но и лесопереработка. Изготавливаются доски, срубы, черенки для лопат.
— Это закономерно, ведь один из основных экономических потенциалов Шемуршинского района — лесные ресурсы. Лес занимает более 61 процента вашей территории. И что же имеют в своей казне район и население благодаря этому ресурсу?
— В этом году для населения выделено лишь 660 кубометров леса — это очень мало. Хотя еще в 2016-м было втрое больше. Известно, что иногородние потребители не столько для собственных нужд покупают лес, сколько для перепродажи. Участвовать же в аукционах, чтобы иметь леса больше, мелкие покупатели не могут — там нужны огромные деньги. Как глава администрации я предпринимаю меры к тому, чтобы проводить аукционы на территории района и чтобы и наши жители их тоже выигрывали.
— Лес, как известно, легкие земли, а значит, фактор здоровья. А как вообще чувствует себя в районе сфера здравоохранения, которая в последнее время повсеместно оптимизируется, реорганизуется?
— Коснулось это и нас — произошло присоединение станции скорой помощи к Батыревской райбольнице. Но в остальном МУЗ «Шемуршинская центральная районная больница» остается в прежнем виде. Это поликлиника на 450 посещений в смену, женская консультация, стационар. Первичная помощь населению оказывается в пяти отделениях общеврачебной практики. Работает электронная регистратура.
В прошлом году в Байдерякове построен фельдшерско-акушерский пункт. Нужен еще один, обращаемся в правительство с соответствующими просьбами. Капитально отремонтирована крыша детского отделения райбольницы, в инфекционном отделении планируем заменить окна. По программе «Земский доктор» в районе работает восемь специалистов, но этого мало.
— В последние два года резко «просело» жилищное строительство. Каковы объемы этого рынка в вашем районе?
— В минувшем году введено 9 тысяч квадратных метров жилья, в основном индивидуального. Предоставлено две новые квартиры детям-сиротам. У нас нет сегодня проблемы с аварийным жильем — до 2012 года все нуждающиеся были переселены в новые квартиры.
Единственная серьезная проблема в этой сфере сегодня — перевод на индивидуальное отопление многоквартирных домов. В прошлом году два дома перевели, к третьему построили модульную котельную. В нынешнем году наметили перевести еще четыре дома. Ликвидируем неэффективные котельные. Стараемся экономить на уличном освещении. По всему району старые лампы заменены на энергосберегающие. Экономия за 1 квартал 2017 года составила 330 тыс. рублей.
Продолжает действовать программа обеспечения жильем молодых семей с субсидированием до 70 процентов стоимости квартир. В прошлом году ею воспользовались 12 семей. В этом году помощь получат еще 7 семей.
— Владимир Васильевич, одна из главных ваших задач как руководителя района — привлечение инвестиций. Одним муниципальным бюджетом всех проблем не решить. Как же вам удается справляться с этой задачей?
— Действительно, задача эта непростая, но необходимая… Наш район тут, правда, в более выигрышном положении, чем многие другие, учитывая соседство с Татарстаном и Ульяновской областью. Не так давно вложилась в территорию Старочукальского поселения одна крупная компания из Дрожжановского района Татарстана. Через аукцион получила землю и успешно работает. В прошлом году вернула в севооборот 2 тысячи гектаров, половину засеяли озимыми. Компания имеет современную мощную технику, хорошие кадры. Вдобавок местным дает работу. Вообще меня очень радует, что инвесторы к нам пошли. Буквально сегодня утром звонил еще один — 200 гектаров хочет взять…
— Это очень хороший знак. Остается лишь пожелать вам дальнейшего преуспевания на этой стезе.
— Спасибо!
СПРАВКА
Владимир Денисов родился 8 августа 1980 года в деревне Карабай-Шемурша. По специальности филолог, окончил ЧГУ имени И.Н. Ульянова. Два созыва возглавлял местную власть. Денисов известен в республике после ряда нововведений. С депутатами «придумал» звание почетного гражданина деревни. Уговорил фермеров соорудить каток. Бился за каждый метр щебеночных дорог на улицах. «Прописал» дом для детей-сирот и отделение врача общей практики. А в очередной кризис Владимир Васильевич поддержал тех, кто «научен не у государства клянчить, а на свои деньги жизнь обустраивать». Креативный глава даже провел показательный семинар о развитии сельского подворья.
Лев Васильев
(Из рубрики «На слуху и на виду», «СЧ» от 15 июля 2015 года)
Фото Олега Мальцева