СКАЗАВШИЕСЯ БЕЗДЕНЕЖНЫМИ ОСТАЮТСЯ В ПРИБЫЛИ?
Короткая фраза «Банкротство физических лиц» и номер телефона – объявления такого характера нынче печатаются в газетах, идут бегущей строкой на телевидении и развешиваются на придорожных столбах. А в том, что клиентов, нуждающихся в таких услугах, немало, можно убедиться, заглянув на сайт Арбитражного суда.
С октября прошлого года в России действует закон о банкротстве, обязавший граждан обращаться в арбитраж с заявлением о признании себя банкротом, если он понимает, что не может расплатиться по своим обязательствам. При этом кредитный долг (без пеней и штрафов) должен составлять от 500 тыс. рублей и выше, а просрочка по платежам – более трех месяцев. Причем «повиниться» следует не позднее 30 рабочих дней со дня, когда человек обнаружил, что у него такой долг или должен был узнать об этом. Более того, если гражданин не исполнит эту обязанность, то его накажут штрафом от одной до трех тысяч рублей.
Считается, что институт банкротства граждан-должников поможет добросовестным людям, попавшим в сложные ситуации, разрешить долговой конфликт с кредиторами цивилизованным путем, без вмешательства судебных приставов и уж тем более без «отъявленных» коллекторов. Инициирование банкротства станет палочкой-выручалочкой для россиян, взявших банковские кредиты на самое необходимое, – машину, чтобы добираться до дачного участка, хороший ремонт в квартире или на починку дома в деревне, пострадавшего от стихийного бедствия.
Позаимствовали они на такие нужды у банков, и тут вдруг кризис ударил по карману: работодатель урезал зарплату, а то и вовсе подвел под сокращение. Тогда в судебном порядке принимается решение, как финансово стесненный заемщик может рассчитаться с кредитором. Возможно, путем реструктуризации, то есть растянув период расчета. Возможно, придется выставить на продажу имущество должника, ту же купленную на заемные деньги машину. Законом предусмотрено и третье направление – мировое соглашение.
«Сегодня в отношении физических лиц введено 119 процедур банкротства, в том числе по схеме реструктуризации долгов 21 процедура, а остальные 98 дел закончились реализацией имущества должника», – привела цифры начальник отдела обеспечения процедур банкротства УФНС России по Чувашии Лариса Ласточкина.
Тут надо пояснить, что налоговая служба обязана быть в курсе всех подобных дел, проходящих через арбитраж, так как она является уполномоченным органом по представлению интересов государства. Налоговики вступают в дело, когда у гражданина имеются долги в бюджет. Если же таковых нет, то налоговые служащие не принимают непосредственного участия в разбирательстве, однако становятся невольными слушателями дела, потому что ситуация может повернуть так, что выявятся долги перед бюджетом.
Пока был один такой случай – банкротился известный в Чебоксарах предприниматель, владелец сети магазинов и собственного колбасного цеха. В соответствии с новым законом он проходил как гражданин, но как у индивидуального предпринимателя у него имелись долги по налогам. «В основном на банкротство идут граждане, сильно задолжавшие по кредитам банкам, таких дел свыше 90 проц. в новой судебной практике, – делится наблюдениями Лариса Львовна. – Практически все кредиты взяты на потребительские нужды, то есть без обеспечения. В равной степени поражает предприимчивость людей, объявивших себя банкротами, и беспечность кредитных организаций. Должник берет в одном банке 500 тысяч, в другом – 100 тысяч, в третьем – 200 и так далее, оформляя займы один за другим. Кредитные организации охотно дают, у них, видимо, нет реальной возможности отследить, насколько клиент закредитован. Был случай, когда один и тот же банк с разницей в квартал при наличии непогашенной задолженности вторично прокредитовал своего клиента. Вскоре тот подал на банкротство.
Обычно должники заявляют, что у них в собственности ничего нет, доход – на уровне минимальной оплаты труда, жилье – единственное, его изъять в счет погашения дохода по закону нельзя. И миллионные суммы благополучно списываются с банкрота».
Типичный пример с сайта Арбитражного суда Чувашской Республики. О своем банкротстве заявила В., жительница одного из районов республики. Общая сумма ее кредиторской задолженности без пеней и процентов – около 3 млн. рублей. Столько ей сообща выдали шесть организаций – кредитные кооперативы да банки. Рассчитаться с ними она теперь не может. Зарабатывают вместе с супругом менее 20 тысяч, а в семье, между прочим, трое деток мал мала меньше. Из имущества – земля да дом на ней, все в долевой собственности, на которые никакой суд не покусится. Ну есть еще не шибко престижная легковушка.
Суд, выслушав доводы В., признал, что она неспособна удовлетворить требования кредиторов в установленный законом срок, размер кредиторской задолженности значительно превышает ее активы, и ввел в отношении сельчанки процедуру реализации имущества. Но что тут можно продать? Подержанный автомобиль такой марки если кто купит, то максимум за 50 тыс. рублей. Еще, может, чего по мелочи наберется. Итого, предположим, тысяч 100 заемщица возместит в ходе процедуры банкротства. Прибавьте сюда обязательные 10 тыс. рублей – стандартную плату за работу финансовому управляющему (это их телефоны скрываются за лаконичными объявлениями о банкротстве физических лиц) – вот и все расходы гражданина-банкрота.
Зато в чистой прибыли – полновесные миллионы. На что потрачены эти деньги, суды выяснять «не заморачиваются». Будем надеяться, что в этом конкретном случае на самое необходимое – детям одежду, обувь справить, дом отремонтировать да мебель заменить. Мало ли затрат у многодетной семьи, живущей на селе, где заработки – мизерные, а цены – как везде. Пусть хоть таким образом, через банкротство, будет им поддержка.
Но вот у меня за стенкой коллега – энергичная трудолюбивая женщина, со стабильным и не слишком маленьким заработком. Муж у нее строитель-отделочник, «золотые руки». Подрастает ребенок. А ютится семья в общежитии коридорного типа. Ходят по банкам, просят ипотеку, только никто не дает: муж хоть и хорошо зарабатывает на «шабашке», но официально заработок этот, как известно, подтвердить невозможно. Видимо, ошибка этой наивной пары в том, что просят в одном месте и сразу много…
Впрочем, для граждан, признанных банкротами, есть и неприятные последствия: до завершения процедуры реализации имущества запрещен выезд за границу, в течение трех лет после завершения банкротства нельзя руководить предприятием или организацией, то есть участвовать в управлении юридическим лицом. А еще на пять лет гражданину присваивается статус банкрота, следовательно, он не может в течение этого периода взять кредит.
Только, судя по статистике, предоставленной налоговой службой, эти минусы наших людей не пугают. Если в прежние времена отдел обеспечения процедур банкротства УФНС России по Чувашии по состоянию на начало года имел к рассмотрению не более 200 дел, то в нынешнем январе, в связи с действием нового закона, показатель перевалил за этот порог. Февраль и март отмечены наплывом решившихся на банкротство людей. Как уже упоминалось, около 120 жителей Чувашии прошли процедуру банкротства. А на рассмотрении в Арбитражном суде – еще около 160 заявлений от граждан-банкротов…