Вчера в стране официально начался курортно-оздоровительный сезон. Вообще-то курорты работают круглый год, но основная масса отдыхающих устремляется туда летом, особенно «на юга». Не так давно российским югом стал и Крым. Точнее, вернулся в родное лоно.
Так получилось, что за свою долгую жизнь я ни разу там не был. Мои представления о Крыме ограничивались школьными знаниями – как о вечнозеленом оазисе СССР. И вот на прошлой неделе благодаря Министерству курортов и туризма Республики Крым историческая для меня несправедливость была устранена. Не побывав в Крыму советском, я увидел Крым российский.
Наступает лишь второй полноценный курортный сезон «Крыма нашего». Посему восторгаться пока трудно – сказываются последствия деятельности прежнего «господина», о котором одни мои крымские собеседники говорили с открытой неприязнью, другие – с немного завуалированной. Потребуется время, чтобы восстановить прежний лоск крымских здравниц. В прошлом году Министерством курортов и туризма Крыма был сделан анализ туристического рынка. Как сказал на встрече с журналистами из регионов России министр Сергей Стрельбицкий, «мы никогда не думали, что ваш рынок так далеко ушел. Двадцати лет хватило для того, чтобы Крым фактически забыли».
Но даже за год сделано немало. Если в 2014 году в Крыму отдохнули 3,8 млн. человек, то в 2015 году – уже 4,6 млн. В нынешнем ожидается не менее 6 млн. человек – это уровень 2013 года. Поток отдыхающих с южного побережья все больше перемещается на запад и восток, загружая туриндустрию этих регионов. Тем более что цены здесь в сравнении с югом все еще на 15–20 процентов ниже. Кстати, министр постоянно нацеливает туроператоров всячески удерживать цены, ведь это один из основных факторов привлечения потока туристов. «И пока это удается», – заверил Сергей Валентинович.
К сожалению, крымская погода в последние дни мая плохо «агитировала» за отдых в Крыму. Это в Чебоксарах был тогда «Крым» с температурой плюс 28 по Цельсию, а в Евпатории (западное побережье) – не выше 20 градусов с дождями. Но, как говорили евпаторийцы, все впереди.
Наведение лоска – дело времени. Главное, сами крымчане, несмотря ни на что, остаются приветливыми, доброжелательными хозяевами. Хотя живется им все еще нелегко. Вот мы здесь тоже жалуемся на то, на се, а там и с работой туго, и зарплата в 16 тысяч – счастливый удел далеко не многих. Водитель нашего автобуса Николай, у которого каждый день за плечами жизни десятков людей, зарабатывает не более 12 тысяч.
…Поездку на курорт, говорят, можно считать удачной, если вернулся домой с легкой грустью. Вот и я вернулся с легкой грустью, надеясь побывать там в сентябре – уже не командированным, а законным отпускником.
Опубликовано: 2 июня 2016 г.
«Забытый» Крым в составе Украины наполовину дотировался из Киева. Его бюджет составлял примерно 600 млн. долларов, что в 1,2 раза больше сегодняшнего бюджета Чувашии. Правда, и населения там в 1,5 раза больше. Сейчас крымский бюджет превышает 2 млрд. долларов, из которых 1,8 — дотации. В том числе за счет замораживания накопительной части будущих пенсионеров. Но «лоска» пока не получается. Значительная часть отдыхающих едут туда «дикарями», потому-что прежняя доступность отдыха ушла в прошлое.
Не стоит ехать туда-опплюетесь,совок он и есть совок,но помноженный на алчность барыг.
Крым сейчас зарабатывает меньше чем, когда был в Украине.
Кол-во туристов сократилось с 7 млн. до 4 млн. человек в 2015 году.
Стоимость отдыха увеличилась в 3-4 раза. Если 4 года назад в Ялте можно было снять 4 комнатный коттедж за 800 гривен (3,2 тыс. руб.) то сейчас однокомнатная квартира сдаётся за 3 тыс. руб. в сутки.
Сейчас Россия заваливает Крым деньгами, но почему всё туда, почему другие регионы, как Чувашия получают крохи? Мы второго сорта или у нас некуда их вложить, так как мы в «шоколаде»?
Так там и школьники не сдают ЕГЭ.
Кстати, по опросу, проведенному Левада-центром в конце мая, о планах поехать в Крым заявили 4% респондентов (год назад было 5%). Отчасти это связано с падением доходов людей и взлетом цен на полуострове на продукты и сервис. Но есть и другие причины. В Алуште, к примеру, проблемно даже попасть на пляж. Некоторые проходы или загорожены, или заставлены торговыми палатками. В иных, ранее вполне доступных местах, за разовый проход к морю требуют 100 рублей.
Было бы странно, если после ежегодных вливаний в размере сотни миллиардов рубликов там ничего не менялось.
А как бы рассвела Чувашия, если бы в неё вложили хотя бы половину этих денег?!