КАК В ИНТЕРНЕТЕ ОТЫСКАЛСЯ СЛЕД ФРОНТОВИКА
«О, это орден Отечественной войны? Это такая редкая и значимая награда», – с легкой завистью перешептывались между собой ветераны, когда мой отец надевал на 9 Мая свой хлопчатобумажный пиджак. Со слов отца, боевой орден он получил за взятие какой-то важной высоты с дзотом, где полегла почти вся их разведрота.
У отца было много боевых наград – медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и другие. Но этот орден был самый для него дорогой. Правда, когда заходила речь о наградах, он не раз с сожалением рассказывал, что не получил орден Красной Звезды, хотя якобы был приказ о поощрении бойца за пленение немецкого «языка» (его отец притащил в штаб полка буквально на себе, хотя сам был ранен в руку и плечо и истекал кровью).
Отца давно нет в живых, он умер в 1974 году. К сожалению, сказались раны и годы лихолетья на передовой. Что-то уточнить или дополнить не представлялось возможным.
К 70-летию Великой Победы моему внуку в школе дали задание написать сочинение о подвиге народа в годы Великой Отечественной войны на примере фронтовика. Он захотел, конечно же, написать о своем прадеде. Семейного архива у нас не было, и мы решили попытать удачу в Интернете. После долгих поисков наконец-то на экране высветились архивные данные о моем отце: «Николай Борисович Белов, 1925 года рождения, уроженец д. Шупоси ныне Моргаушского района, чуваш, призван Ишлейским райвоенкоматом. Участвовал в боевых действиях по защите СССР в Великой Отечественной войне с октября 1943 года, сапер-разведчик, воевал на Белорусском фронте. Был ранен 26 июня 1944 года».
А вот что можно узнать о личном подвиге ефрейтора Белова из наградного листа: «В ночь с 17 на 18 сентября 1944 года в бою при взятии высоты 101.3 в районе населенного пункта Кобялка, несмотря на то что минометный и пулеметный огонь противника не давал возможности продвигаться по совершенно открытой местности, красноармеец Белов, презирая опасность, действуя отважно и мужественно, сделал два прохода в проволочном заграждении на восточных склонах высоты, дав возможность пехоте успешно ворваться на высоту и взять ее, лишив противника важного опорного пункта». На ходатайстве командира полка есть резолюция командира дивизии: «Красноармеец Белов достоин награждения орденом Отечественной войны второй степени».
…Далее ни читать, ни сдерживать слез я не мог. Обнимал внука, смотрел в его светлые глаза, в которых застыл немой вопрос: «Что же ты, дедуля, плачешь?»
Леонид БЕЛОВ, г. Ядрин