«Играй, гармонь!» Николая Сидихменова

КАК ФИЛЬМ ПОПАЛ НА ИНТЕРВИДЕНИЕ

Недавно в одном из московских издательств вышла книга «Баянисты, гармонисты и народная музыка Москвы и Московской области». На основе анализа первоисточников в ней группа известных в стране культурологов и музыковедов рассказывают, как зародилось, окрепло и получило всемирное признание движение «Играй, гармонь!». А меня в книге заинтересовал один из персонажей

.
РАБОЧИЙ ОТВЕТ
Вот выдержка из текста книги. «У истоков этого выдающегося духовно-художественного явления на просторах России стоял удивительный человек, сибиряк-кузбассовец, инженер Николай Иванович Сидихменов. Он сделал первый шаг, стимулирующий возрождение гармони. Первоистоком всероссийской телепередачи Заволокиных «Играй, гармонь!» был телевизионный фильм «Одинокая бродит гармонь», снятый в поселке Елыкаево Кемеровской области в 1980-х годах. В фильме играли Сидихменов и местный поселковый гармонист Виктор Арзютов».
Оказывается, Николай Иванович Сидихменов – чуваш, он родился 27 апреля 1939 года. Его предки родом из села Старые Алгаши (Кив Улхаш), ныне Цильнинского района Ульяновской области. Прославленный народный любимец окончил Кузбасский политехнический институт. По своей природе он человек разносторонних дарований – и писатель, и спортсмен – кандидат в мастера спорта по легкой атлетике, по шашкам имеет 1-й разряд, но главное – талантливый гармонист. Любовь к музыке передалась ему по линии деда, который якобы играл на скрипке. Николай Иванович издал несколько книг. В автобиографии он уточняет некоторые подробности того, как чуваш подался в артисты.
МОЛОДЕЦКАЯ ИГРА
«В августе 1984 года меня неожиданно пригласили на съемку телевизионного фильма «Одинокая бродит гармонь». Снимали фильм в поселке Елыкаево. Когда фильм прошел по голубым экранам, то весь Кузбасс зашевелился, как растревоженный улей. Разбередила лента многим душу, всколыхнула потаенные чувства, пробудила память о добром прошлом. Первый шаг к возрождению почитания гармони в регионе был сделан. На складах, говорят, лежало много гармоней, их все раскупили. В 1986 году в Кузбассе намечалось провести первые «Молодецкие игры». ЦК КПСС по этому случаю заказал телевизионный фильм. Я инструктору обкома партии предложил провести среди Игр и состязание гармонистов. Он рассеянно выслушал меня, человека из народа – чуваша, и равнодушно сказал: «Мы делаем телефильм для ЦК партии, понимаете? А ты лезешь со своей гармошкой». Я чуть успокоился и подумал: «Семь бед – один ответ. Что понимает этот молоденький щеголеватый инструктор? Он, поди, и в деревне никогда не жил, деревенского воздуха не нюхал, гармонь в глаза не видел». И вновь дерзнул. Разузнал телефон главного режиссера телефильма, позвонил ему. Состоялась заинтересованная беседа, а вскоре и встреча. Ягунов принял решение на свой страх и риск. «Если с работы выгонят – не страшно: до пенсии осталось три месяца», – так ответил он. По регламенту для выступления гармонистов было отведено 15 минут, но после оглушительных аплодисментов конкурс продолжался больше часа. Вскоре получасовой фильм показали несколько раз по местному, а второго мая 1986 года и по Центральному телевидению. Потом его представили от СССР на международный конкурс «Золотая Арфа» в Ирландию, где он занял почетное призовое четвертое место. Фильм закупили разные страны, его показывали по Интервидению. В конкурсе участвовало 34 страны. Как это ни странно, каких-либо препон со стороны партийных органов не было. Моя фамилия прозвучала на четырех европейских языках. И это в то время, когда о гармони, казалось, забыли даже в российской глубинке – на исконной родине. Исполнял я мелодию с весьма символическим названием «Плач гармони». Она плачет, что ее забыли. Меня по Интервидению в Чехословакии смотрел бывший секретарь Кемеровского обкома КПСС Дорофеев. По возвращении он написал в местную газету: «Ах, как звучала его гармонь, какой великолепный мастер этот наш кузбассовец! Думаю, вся Европа по достоинству оценила нашего мастера. А я был безмерно горд за своего земляка, искренне восхищался его талантом».
После таких громких выступлений меня пригласили в знаменитый ансамбль «Шахтерский огонек». Более 10 лет был в этом ансамбле. Выступал во многих городах Советского Союза, 6 раз – на заключительном концерте в Кремлевском дворце съездов, на концерте, посвященном 940-летию г. Москвы в Измайловском парке, а также вместе с ансамблем «Шахтерский огонек» по всей Венгрии давали концерты. Поразило, что в разговоре у них много чувашских слов проскакивает.
Много раз я встречался с братьями Заволокиными. Они мне подарили книгу «Частушки на родине Шукшина» и подписали: «Дорогому Николаю Ивановичу Сидихменову, коллеге». Рассказы я стал писать с детства. В 1992 году выпустил брошюрку «Играй: гармонь!», а в 1999 году – книгу «Гармонист». Эту книгу переработал и добавил, и получилась новая книга – «Златые планки», которая вышла в 2011 году».
КНИГА НА ПАМЯТЬ
На днях Николай Иванович прислал мне письмо и книгу о нем, изданную в Москве. «Дорогой Михаил Николаевич, – пишет он, – передайте большой привет всем участникам художественной самодеятельности Чувашской Республики от большого страдальца русской и чувашской культуры. Чувашский народ очень трудолюбивый, терпеливый и талантливый. Я горжусь его славными сынами: Ардалион Игнатьев первый в СССР выиграл Олимпийскую медаль в 1952 году в Хельсинки. У Дормидонта Михайлова был певческий бас, как у Шаляпина. Андриян Николаев третьим поднялся в космос после Гагарина и Титова. Очень много олимпийских чемпионов из Чувашии…»
Любопытно, что в местной прессе особо подчеркивают: «Чуваш состоялся в многонациональном Кузбассе как личность многогранная. Будучи инженером-строителем, он получил звание заслуженного работника культуры – единственный в регионе представитель самодеятельного искусства». Гармонист Сидихменов на многих фестивалях народного творчества не раз становился лауреатом и дипломантом. Однажды он признался: «…когда меня спрашивают, со скольки лет я играю на гармошке, я всегда отвечаю, что родился с гармонью в руках! Но точно помню, что первую гармонь с фронта привез отец… потом она пришла в негодность. Я ждал 15 лет нового инструмента: мать продала корову и купила мне новую гармошку…» Всю свою жизнь Николай Иванович играл для народа, но в первую очередь, конечно, доказывая сам себе, что не зря природа наградила его таким талантом.
Вот такой он, верный сын своего народа, патриот России. Николай Сидихменов из числа подвижников, благодаря которым продолжает развиваться и обогащаться народная культура.

Михаил ЮХМА,
народный писатель Чувашии

Опубликовано: 25 февраля 2015 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.