ТРИ ГОДА НА РАЗВОД
Уже второй год Россия удерживает на планете пальму первенства по количеству разводов (в прошлом году вслед за нами шли Беларусь, Украина, Молдова и США.) «Еще 10 лет назад, – пишет «Российская газета», – в стране распадался каждый третий брак, сегодня – каждый второй».
Как бороться с распадом семей? В прошлом году российские сенаторы предложили ввести «экономические санкции» – повысить пошлину на развод с 400 рублей до 30 тысяч. Предложение, однако, не прошло. В одном из регионов выдвинули свою идею: печатать в газетах объявления о разводах, как много лет назад. Кого-то, глядишь, огласка и остановит…
За границей – свои методы. Во Франции, например, для развода по обоюдному согласию людям необходимо прождать 9 месяцев, а в случае несогласия одного из супругов предварительно жить раздельно 3 года. Другой действенный способ изобрели в государстве Бутан. По местным законам при разводе все – и дом, и имущество, и бизнес – достается жене. Неудивительно, что в этой стране один из самых маленьких процентов разводов.
ЧТО НАДО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ РАЗВОДОВ СТАЛО МЕНЬШЕ?
На этот вопрос нам ответили
Елена Ильина, руководитель пресс-службы Отделения Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике:
– Конечно, различные государственные меры могут дать определенный эффект по снижению разводов. Но будут ли при этом супруги жить ладно? Может, важнее не статистику сдерживать, а научить молодые пары жить дружно? Самое главное, как в поговорке, чтобы супруги были «два сапога пара», смотрели в одну сторону. А справляться с житейскими ситуациями могли бы помочь семейные психологи. Лучше, если они будут работать на профилактику, встречаясь с молодежью. А если у молодой семьи появляются проблемы, всегда проще попросить совета по телефону доверия, чем идти на прием к психологу. Такие службы поддержки семей нужно развивать и больше рассказывать о них в СМИ.
***
Андрей Димитриев, менеджер торговой компании, г. Чебоксары:
– Вы серьезно полагаете, что надо бороться с официальными разводами? Но смотрите, как учитывается количество браков и разводов. По статистике из загса: одни поставили в паспортах штампы о браке, другие – о его расторжении. Никто не прибавляет сюда пары, состоящие в гражданском браке. Если при расчетах учесть все «серые» семьи, то, возможно, у нас распадается не каждый второй, а только каждый десятый брак.
А идея печатных объявлений о разводе очень сомнительна. Эти объявления на наших родителей и бабушек с дедушками хорошо воздействовали, потому что те придерживались высоких моральных норм, им действительно было бы стыдно прочитать о себе. Соседи бы пальцем показывали, знакомые пытались в душу влезть. А сейчас объявления могут произвести обратный эффект, их будут воспринимать как бесплатную рекламу свободных женихов и невест. И фигуранты бракоразводных процессов с удовольствием начнут «пиариться».
***
Георгий Фомиряков, художник:
– Надо подойти к этому с учетом возраста пары. Во-первых, молодым не нужно потакать в торопливой женитьбе. В загсах испытательный срок надо увеличить до полутора-двух лет. Ошибка большинства молодых – ослепляющая страсть, которую принимают за любовь. А когда страсть остывает, брак трещит по швам. Так что пусть сначала поживут без штампа в паспорте. А вот к тем, у кого есть несовершеннолетние дети, нужен другой подход. Ограничительная мера может быть чисто экономической. Чтобы при разводе тот, кто оставляет ребенка, платил алименты авансом. Если, например, детям до 18 лет остается еще лет десять, то потребуется заплатить всю или половину суммы за все эти годы. Сразу. Своеобразный «разводной капитал». А вот тех, кто уже вырастил детей, надо, наоборот, поощрить за верность. Выплачивать им прибавку к пенсии.
***
Ольга Матвеева, писатель:
– Конечно, каждый случай, когда семья распадается, уникальный, но… В царской России брак был освящен церковью, и развод был чем-то из ряда вон выходящим. В Советском Союзе разводы не поощрялись, можно было вместе с получением свободы от семейных уз освободиться от партбилета и забыть о карьере. В 1990-е годы прошлого века людей захлестнула свобода от всего, в том числе и от брака. И сейчас, увы, развод для многих – норма жизни. Нам это показывают и доказывают на примерах известных людей, артистов, в частности. Их за развод никто не осуждает, наоборот, некоторые пытаются подражать. Если государство будет создавать дополнительные трудности при разводе, то семейных людей будет формально больше, но на самом деле люди просто не будут жить вместе. Я считаю, нужно растить детей в убеждении, что не нужно жениться, не обдумав все как следует.
***
Надежда Прокопьева, министр юстиции Чувашской Республики:
– Главное, это государственная политика, направленная на укрепление семейных ценностей, воспитание уважения к семейным традициям. Что и происходит сегодня как на федеральном уровне, так и в Чувашии. Глава республики Михаил Игнатьев вопросы семейной политики обозначил как одни из приоритетных.
Считаю, что начинать говорить о семье, семейных ценностях надо даже не со школы, а с детского сада, чтобы дети с малых лет стали понимать: семья – это важно, это главное, что должно быть в жизни каждого человека. Затем школа, вуз и так далее. Не сразу, но со временем это даст результат. Конкретные примеры из семейной жизни тоже много значат. Хорошо, когда различные СМИ как можно чаще будут писать о семьях, счастливо проживших вместе долгие годы, о семьях, прошедших трудности семейных будней, но сохранивших семью, воспитавших детей. Кстати, широкое освещение в СМИ ценностей семейной жизни, вопросов, направленных на профилактику разводов, – такую задачу поставил перед нами Глава республики. Такая работа ведется в органах ЗАГС – на мероприятия по чествованию юбиляров семейной жизни, проживших вместе 50–60 лет, приглашаются и молодые пары. Для них это хороший урок того, как надо осознанно строить семейные отношения.
Что касается повышения госпошлины на развод, считаю, что это может иметь место. Не значит, что именно до 30 тысяч рублей, может, и меньше, но, возможно, кого-то эта мера заставит задуматься и брак сохранится. Можно обсуждать и увеличение срока на расторжение брака. Пока у нас эти сроки небольшие: в загсах – месяц, в судах – максимально три. По статистике 85 проц. браков в республике расторгается в судебном порядке, когда в семье есть несовершеннолетние дети. При этом часто решение суда выносится заочно, в отсутствие одной из сторон. Считаю, на всех этапах, в том числе и на этапе судебного разбирательства, главной задачей должно быть – максимально попытаться сохранить семью. Хорошо, если бы в судах, как раньше, проводили с решившими развестись супругами беседы, направленные на примирение сторон. Это иногда тоже помогает: за 10 месяцев этого года после индивидуальных бесед работников органов ЗАГС с парами, подавшими заявление о разводе через органы ЗАГС, 72 пары (12 проц.) от расторжения брака отказались.
Опрашивали Людмила АРЗАМАСОВА, Маргарита КРАСОТИНА,
Алена ОЛЕНОВА, Екатерина КАЗНИНА, Елена ЗАЙЦЕВА