СО ШКАФА – НА КРОВАТЬ
Так и получаются именитые наставники
«Откуда ты взялась? С печки упала?» – такими словами, по признанию заслуженного тренера Чувашии Светланы Морозовой, ее первый раз встретили на всероссийских сборах по легкой атлетике.
– Это случилось еще в середине 1980-х годов, – улыбаясь, рассказала корреспонденту «СЧ» Светлана Николаевна. – Я была чемпионкой и рекордсменкой Чувашии по прыжкам в высоту. И это в республике, десятилетиями, если можно так выразиться, специализировавшейся на беге и спортивной ходьбе. Вот коллеги и удивлялись: откуда, мол, у чувашей взялись еще и прыгуны?
А меня всегда с детских лет манили прыжки. Помню, в родном Новочебоксарске играем во дворе с ребятами в догонялки. А там строительные трубы все время лежали, и я по ним от других убегала, никто не мог догнать. Или дома очень любила, к ужасу родителей, прыгать со шкафа на кровать.
Но вот в тренеры по окончании спортивной карьеры я подалась, можно сказать, случайно. Просто после рождения первого ребенка (всего их у меня три – два мальчика и девочка) располнела, как тогда считала, безобразно. Ну и пришла в свою спортшколу позаниматься физзарядкой для поддержания формы. А мне и говорят: «Чем просто так ходить, возьми детскую группу, работай с ней и худей себе на здоровье». Я попробовала, и мне это понравилось.
Сегодня же на попечении у Светланы Морозовой в республиканской СДЮСШОР № 1 примерно полсотни мальчишек и девчонок разных возрастов, начиная с младших школьников.
И когда вся эта маленькая армия практически одновременно принимается бегать, прыгать и скакать (да еще в окружении столь же неуемных подопечных других тренеров), то гвалт в легкоатлетическом манеже спортшколы стоит неимоверный. Вот и в день нашей беседы ученики Морозовой активно осваивали технику преодоления барьеров.
– Мы их дома с моим супругом из пластиковых трубок вместе сделали, – призналась Светлана Николаевна.
– Эй, а сколько же дней тогда в неделю вы официально работаете? – удивился корреспондент «СЧ».
– Да практически каждый день в этих стенах торчу, – застенчиво улыбнулась Светлана Морозова. – Считайте, это мой второй дом. Тут старший сын Женя рядом со мной тренером трудится. А младший Сережа хоть поначалу и обижался: «Мама, почему дома практически не бываешь?» – сам теперь в Чебоксарском училище олимпийского резерва занимается, где учится в девятом классе. Только дочь Кристина, получается, у нас не из мира спорта. Она художник-дизайнер. А муж? Муж – предприниматель. Но как, скажите, со своими учениками не возиться? Кто им все покажет, всему научит? Вон член сборной России по прыжкам в высоту Катя Федотова, когда была маленькой, тоже практически ничего не умела. А выехали на ее первые сборы, вернулись обратно – и вот уже Катина мама звонит, взволнованная: «Дочка научилась самостоятельно кровать застилать, хотя раньше не умела. Спасибо вам, тренеру!»
Впрочем, не только прыжками в высоту славны воспитанники Светланы Морозовой. Звание заслуженного тренера, например, она получила после того, как вывела в люди серебряного призера по прыжкам в длину на летних Сурдлимпийских играх 2013 года Ивана Пакина. Это спортивные соревнования людей с нарушениями слуха, аналог Олимпийских игр.
А сравнительно недавно, после ухода из жизни своего первого тренера, под крыло Светланы Николаевны попросился талантливый прыгун-высотник Александр Сорокин. Нынешним летом в Великобритании Саша выиграл серебряную медаль на чемпионате Европы по спорту слепых.
– Сразу скажу, работать с особенными ребятами сложно, – согласилась тренер Морозова. – У них свое видение мира, которое отличается от нашего. Для работы к каждому требуется индивидуальный психологический подход. Но тем и интереснее!
Интервью понравилось. Чувствуется, что Светлана Николаевна , как говорится, прикипела к работе всей душой. Побольше бы нам таких энтузиастов, а не тех, кто радеет за спорт, только громкими лозунгами