ПЯТЬ ВЕЧЕРОВ: ОТ ШОУ ДО ТОНКОСТЕЙ КЛАССИЧЕСКОГО БАЛЕТА
В субботу в Чебоксарах Гала-концертом завершился XVIII Международный балетный фестиваль. Судя по результатам наших зрительских мини-опросов в театральном фойе, этот балетный праздник запомнится тем, что он открывался постановкой балетмейстера, работающего с Евгением Плющенко, участием в фестивале соседей из Йошкар-Олы и возможностью увидеть на сцене хореографию и артистов театра Бориса Эйфмана.
Если премьера балета Фикрета Амирова «Тысяча и одна ночь» в постановке Давида Авдыша вызвала противоречивые отклики, кто-то радовался привнесенному в балет языку спортивных и эстрадных шоу, а кому-то это категорически не понравилось, то красочная постановка «Корсар» Марийского театра оперы и балета имени Э. Сапаева была встречена с воодушевлением практически всеми. В этом театре классический балет подают не архаично, но и не рушат привычную картину балетного мира, предпочитая неоклассику.
– Премьера этой постановки состоялась два года назад, с тех пор балет «Корсар» побывал во многих городах России: Костроме, Сарове, Кирове, Нижнем Новгороде, – рассказал корреспонденту «СЧ» художественный руководитель театра Константин Иванов. – Да и в Чувашии мы тоже частые гости: буквально несколько месяцев назад в Чувашском национальном театре драмы имени Константина Иванова давали «Ромео и Джульетту» и «Эсмеральду». На сцене же театра оперы и балета мы не выступали уже несколько лет. И вот благодаря приглашению на фестиваль у нас снова появилась такая возможность.
Порадовало любителей классики и «Лебединое озеро» с приглашенными солистами. Исполнительница главной партии, а вернее, сразу двух, прибыла из Москвы, а мужской «десант» – из Санкт-Петербурга. Московская гостья Мария Аллаш, прима Большого театра, исполнявшая в постановке роли Одетты и Одиллии, впечатлила чебоксарцев своей легкостью и грацией. Она в столице Чувашии не впервые.
– Это мой второй визит в Чебоксары, – сказала она. – Подобные фестивали очень нужны, ведь не у всех есть возможность посетить Большой и Мариинку, а тут они, можно сказать, сами едут к вам. Кроме того, это возможность и для нас увидеть другие города. С артистами из Петербурга мы сотрудничаем уже давно. Понравилось работать и с местной труппой. «Лебединое озеро» – та постановка, над которой не властно время, и зрители будут ее все так же любить.
Аплодировали чебоксарцы забавному Шуту Григория Попова. Роли принца Зигфрида и Злого Гения Ротбарда исполняли Игорь Колб и Илья Кузнецов. Последний буквально загипнотизировал зал. Хотя эта роль считается априори выигрышной для танцовщика, Кузнецов сумел и пластикой, и актерским мастерством заставить замереть впечатлительную публику от этого образа.
И, наконец, Гала-концерт.
Глава республики Михаил Игнатьев, не побывавший на открытии фестиваля по причине московской командировки, почтил присутствием Гала-концерт, на который прибыл с супругой. Перед концертом, в театральном фойе, он успел обсудить с главой республиканского Минкультуры Вадимом Ефимовым проблемы и нужды театра. Среди публики были замечены и сразу три бывших министра культуры республики Ольга Денисова, Герольд Алексеев и Петр Краснов, ныне депутат Госсовета Чувашии. Они – известные театралы, практически не пропускающие столь значимые культурные события.
Руководитель нашей балетной труппы и режиссер Гала-концерта Данил Салимбаев аккуратно перетасовал «колоду» довольно компактного балетного представления таким образом, чтобы за «трепетной ланью» классического балета мчался «конь» современной хореографии. Так что гала-палитра оказалась очень бодрящей.
Худрук дал своим солистам по максимуму показать себя в контексте приглашенных звезд. И самоотверженно отказавшись от амбиций хореографа на этом балетном торжестве, предоставил это право и уже опытной Елене Лемешевской, и любимцу публики Айдару Хисамутдинову, за которым звание хореографа зритель еще не закрепил. И именно на их долю и пришлись самые бурные аплодисменты, крики «браво!» и вставания с мест с букетами и без. Гости из другого города, сидевшие в зале, даже удивились такому зрительскому патриотизму. Очень хотелось объяснить им, что это просто любовь. Добиваются ее не все, даже самые замечательные, артисты. Лемешевская с Хисамутдиновым ее добились, это факт. Лауреаты ордена Дягилева вместе станцевали красивейшую композицию Елены Лемешевской на музыку Моцарта. А Хисамутдинов выдал сразу два эффектных номера под чувственные песни Дона и Дюпере. Одним из них он уже вводил в ступор работников культуры, переодевшись в сластолюбивую гувернантку. В другом придумал «танцующую душу». Для этого танцовщицу в светящемся платье подхватывали и кружили «невидимки» в черном.
Международность нынешнему празднику балета обеспечили техничные Сергей Упкин из Эстонии и Джой Аннабель Вомак (США). Причем показали умение танцевать и современные, и классические постановки. Упкин и наша Татьяна Альпидовская так грациозно исполнили па-де-де из безмятежного «Фестиваля цветов в Дженцано», будто век танцевали влюбленной французской парой. Джой Аннабель Вомак выступала с солистом Театра «Кремлевский балет» Михаилом Мартынюком. В танце на музыку Генри Персела американка вышла босая, как Айседора Дункан. Мало того, что Джой красавица, будто сошедшая со средневековых портретов, она еще, наверное, и отличница по жизни. Ни один штрих не остался у нее без внимания. Недаром ее па-де-де из «Дон Кихота» с партнером, также очень тренированным танцовщиком, завершало вечер, то есть было свое-образным «десертом».
Порадовали новой питерской «пропиской» уже знакомые нам Ольга Прыткова и Давид Залеев. Ольга, танцевавшая в нашем театре один сезон, теперь солистка Михайловского театра. А солист из Казани, поразивший всех на прошлом фестивале мощным «Демоном», теперь танцует в Мариинском театре. Статус петербургских танцовщиков они легко подтвердили, буквально пропорхав над сценой па-де-де из «Пламени Парижа» и вызвав зрительское «ах!» на вдохе.
И уж совсем балетный космос явили Евгения Штанева из Театра имени Леонида Якобсона и Олег Марков из Театра балета Бориса Эйфмана. Это уже то владение профессией, когда не требуются никакие эффекты. И, конечно, их тонкая «Шахерезада» деликатно обошла нашу шумную «Тысячу и одну ночь», скрывшись в далеком и сладком тумане. А отрывок из «Анны Карениной» Бориса Эйфмана показал балетный язык, принадлежащий не только настоящему, но и будущему. Зрители, видимо, так оторопели от этой балетной редкости, что постеснялись кричать «браво».
Впрочем, Данил Салимбаев придумал закончить концерт всеобщим балетным парадом, на котором овации всем достались небывалые. Вслед за корзиной цветов от Главы республики на сцену ринулись балетоманы с букетами.
До следующего фестиваля!
Елена ЯКОВЛЕВА,
Рита КИРИЛЛОВА