БЫВШИЙ ЧИНОВНИК МЕЧТАЛ СЫГРАТЬ В ФИЛЬМЕ БОНДАРЧУКА
Недавно «Советская Чувашия» опубликовала интервью с народной артисткой Чувашии Ниной Григорьевой. В нем она рассказала и о том, как строго относились преподаватели театральных вузов к участию студентов в киносъемках. Могли без разговоров отчислить из института за милую душу даже за попытку такого участия. В чувашских студиях ГИТИСа почти никто не решался ослушаться строгих педагогов. Однако один из студентов принял участие в кинопробах. И не каких-нибудь, а к фильмуэпопее «Война и мир». И даже был утвержден.
Имя рискнувшего вдохнуть атмосферу масштабных киносъемок – Алексей Афанасьев. На актерском факультете Института театрального искусства им. А.В. Луначарского он учился на курс раньше Нины Григорьевой, но также под руководством легендарных педагогов Василия и Марии Орловых. Порядки, как видим, не менялись, а в дальнейшем стали даже строже.
На пробы к Сергею Бондарчуку Алексей Афанасьев попал благодаря и национальности, и довольно колоритной внешности. Должен был сыграть чуваша. Роль предполагалась эпизодическая. Фамилии исполнителей таких ролей в подобных кинополотнах обычно не вносили даже в субтитры. Но в «Войне и мире» и на самые маленькие эпизоды приглашали не абы кого. Достаточно сказать, что почти в то же время (фильм снимался в течение семи лет) в пробах на эпизод, а затем и в съемках самого фильма принимал участие и юный Никита Михалков.
Чувашский студент был утвержден и даже не подумал скрывать радости от сокурсников и преподавателей. И тут же встретился уже не с теоретическим, а с реальным запретом. Василий Орлов, считающий, что кино расхолаживает театральных студентов, был категорически против его участия в съемках. Тем более что этот студент был старостой курса. Каков пример для нарушителей дисциплины!
О своей несостоявшейся кинороли в «Войне и мире» Алексей Афанасьев никогда особо не жалел. Ему выпала не менее интересная в жизни роль – помогать актерам. К тому же обе его дочери стали актрисами и весьма успешно работают в Москве.
Так что в результате чуваша в «Войне и мире» сыграл совсем не чуваш. А Алексей Арсентьевич после этого случая больше и не пытался ходить на пробы. Тем более что скучать ему было некогда. Он был очень активным общественником, за время учебы в Москве успел вместе с земляком, одним из аспирантов МГУ, организовать Московское чувашское землячество, а вместе с баянистом Иваном Кузнецовым – Чувашский народный хор, которым дирижировал тогда студент консерватории им. П.И. Чайковского, а затем композитор-авангардист Михаил Алекееев. Этот хор, кстати, выступил на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1957 году.
Уроженец деревни Хора-Сирма Вурнарского района после окончания актерского факультета вместе с сокурсниками влился в труппу Чувашского драматического театра. Играл Монтекки в «Ромео и Джульетте» и Шалого в «Поднятой целине». Выходил даже в оперетте «Свадьба в Малиновке» в роли Назара Думы. Однако в театре актер проработал недолго. Уже через три года стал чиновником, курировал искусство в Министерстве культуры, затем несколько лет был в Чувашском обкоме КПСС инструктором по искусству.
Но самым счастливым для себя временем он называет годы работы ответственным секретарем в республиканском отделении Всероссийского театрального общества. Этой работе Алексей Арсентьевич отдал более двух десятилетий. И для старшего поколения театралов его имя прочно ассоциируется с бурной деятельностью этой организации того времени, с юбилеями, бенефисами, строительством квартир и путевками в актерские дома отдыха.
Алексею Арсентьевичу уже исполнилось 80 лет. О своей несостоявшейся кинороли он никогда особо не жалел. Ему выпала иная, не менее интересная в жизни роль – помогать актерам. К тому же обе его дочери стали актрисами и весьма успешно работают в Москве. Например, Анастасия Атрашкевич, актриса «Театрального особняка», уже известна театралам по ролям Айседоры Дункан и Вассы Железновой. Но когда театральный деятель в очередной раз смотрит старый фильм великого режиссера, он нет-нет да и вспомнит о студенческой юности времен «оттепели».