ПОКА ОНИ ВОССОЗДАНЫ В ФОРМАТЕ 3D
Историки и специалисты компьютерных технологий воссоздали старые Чебоксары в формате 3D и продемонстрировали свою работу в Чувашском национальном музее. Виртуальная модель исторической застройки станет отныне частью музейной экспозиции.
Работа по реконструкции и моделированию архитектурных сооружений XVIII и частично XIX и XX веков, велась в рамках проекта «Чебоксары: история в формате 3D», над которым специалисты работали при поддержке гранта Главы Чувашии. На средства около трех миллионов рублей была закуплена аппаратура, мультимедийный комплекс и цифровые фоторамки. По словам авторов проекта, начиная эту работу, они не до конца понимали, сколь сложной и даже трудновыполнимой по срокам и средствам она окажется. Однако благодаря энтузиазму и настойчивости этих людей, Чебоксары стали первыми после Москвы, где виртуально смоделирован целый город.
На основе архивных материалов, старинных гравюр, карт, планов и фотографий команда энтузиастов не только детально воссоздала разрушенные некогда дома и храмы, освободила от наслоений времени архитектурные памятники, которые мы еще можем видеть сегодня, но и выстроила целую виртуальную экскурсию по Чебоксарам XVIII века. За ее основу был взят маршрут пребывания в городе Екатерины II в 1767 году.
Эту виртуальную прогулку императрицы особенно интересно наблюдать в здании национального музея, расположенного в той части города, о которой ведется рассказ. После просмотра можно сверить исторические часы, практически не отходя от дверей музея.
На глазах изумленной публики к волжскому берегу причаливает галера «Тверь», высятся колокольни Никольского собора и храма Параскевы, церковь Петра и Павла. Сразу обращает на себя внимание внушительный дом Котельникова-Соловцова. «Турист в прошлое» не сразу, но быстро узнает Успенскую церковь и уже может «сориентироваться на местности». Звуки шагов, мычание коров, щебет птиц и доносящееся из храмов пение лишь усиливают эффект путешествия во времени. И такую прогулку теперь может совершить любой посетитель национального музея. Кроме проекции на большой экран, изображения исчезнувшего старого города и отдельных зданий можно увидеть в цифровых мультимедийных рамках, расставленных в музейных залах.
Всего смоделировано более 200 объектов. Однако виртуальная реконструкция зданий и храмов была лишь первоначальной задачей. И этим, кстати, занимались многие российские компьютерщики. «Фишка» же нашего проекта в том, что реконструирован и исторический ландшафт. То есть, здания надо было связать в одно целое под названием «город». Авторы проекта сделали и фильм об истории Чебоксар. Это стало своего рода данью городу, которого уже нет, практически полностью разрушенному революциями и «великими» стройками. В фильме, где показ развалин перед затоплением во время строительства Чебоксарской ГЭС сопровождается драматическими нотами, об этом недвусмысленно дается понять.
Но все же главным притяжением для зрителей и исследователей несомненно станет историческая реконструкция.
– Внедрение мультимедийных комплексов в экспозицию – в мировой музейной практике идет еще с конца 90-х годов, – говорит координатор проекта, искусствовед Анастасия Григорьева, – а практика 3D-реконструкции утраченных архитектурных памятников набирает все большие обороты. Этим занимаются десятки научных институтов, к этому привлекаются археологи, историки и искусствоведы. Мы начали свою работу с определения объемов и масштаба реконструкции, ведь за год, отведенный нам на работу, полную историческую перспективу сделать было нереально. Можно было что-то показать больше, что-то фрагментарно, что-то пришлось упустить. Главное, чтобы посетитель музея получил достоверные и интересные сведения об устройстве города. Техническая часть была в руках специалистов из ЧГУ им. И.Н. Ульянова, фирмы «Рэнди» и «Техноград». Руководителями этой части проекта стали преподаватели факультета дизайна и компьютерных технологий ЧГУ Виталий Павлов и Сергей Сорокин.
Самым сложным авторы проекта называют сбор материалов, огромное количество исследований, которые проводились задолго до начала реализации «Чебоксары: история в формате 3D». Например, научный руководитель проекта искусствовед Игорь Кугураков занимается такими исследованиями уже не один десяток лет.
Сам масштаб виртуального ландшафта делался на основе тригонометрической съемки 1930 года, а также гораздо более ранних описаний и источников. А затем адаптирован под XVIII век. На основе многих карт была сделана одна. Затем, благодаря этой карте, уже созданные 3D-модели размещали на ландшафт. Далее шло текстурирование. Такой вот длительный процесс.
Причем, помимо основных архитектурных ансамблей пришлось создавать и дополнительные. Ведь город – это не одни храмы и большие здания, а и небольшие домики, хозяйственные постройки, причал, телеги.. Но авторы проекта старались фантазировать минимально, с историей надо обращаться корректно.
Корректность и научная достоверность, а также процесс самого создания моделей, потребовал очень много времени. Компьютеры считали в сутки один кадр. Если учесть, что в секунду идет 24 кадра, столько одна секунда фильма и делалась. Не обошлось без привлечения компьютерных мощностей серьезных московских фирм.
– Легко сказать, взял чертежи и сделал. А как выглядел дом в XVIII веке, который затем несколько раз перестраивали, ломали? Если даже есть рисунок или фотография, то там лишь фасад. – рассказывает Игорь Кугураков. – А для проекции нужны все четыре стороны как минимум. И начинаешь копаться искать в архивах. Это очень длительный процесс. Поэтому компьютерных работ в разных городах тысячи. Но реконструкций в этом море проектов очень мало. Чтобы из отдельных моделей делали древние города, я такого просто не слышал. Ко многому мы подошли впервые. К тому же у нас не то, что старые здания, уже и прежний ландшафт потерян.
Слово «впервые» часто звучало на презентации этого проекта. Участники научно-технической команды бесспорно открыли двери для дальнейших исследований в этой области. А сама модель старинного города словно призывает о восстановлении красивого и уютного центра в качестве реального музейного комплекса, который пока принимает гостей и самих чебоксарцев только виртуально.
Ученые о проекте
Юрий Гусаров, кандидат исторических наук
Это событие в истории национального музея, в истории нашего города. Такого мы не видели никогда. Путешествие в город, которого нет, который существует только в виде археологических артефактов, старинных фотографий, картин, планов, схем, описаний путешественников. А теперь мы увидели его воочию, услышали даже его звуки, может быть, кто-то представил себе, как он проходит по улицам этого города. Город действительно очень красивый, и хочется смотреть на него снова и снова.
Владимир Ткаченко, кандидат исторических наук.
Мы пока не понимаем, что сделали авторы этого проекта. Это творческий подвиг. Подобного рода мегапроекты не делаются «на коленке». Они должны иметь соответствующую поддержку. Понятно, что останавливаться на этом нельзя.
Михаил Кондратьев, искусствовед, доктор наук
Образ старых Чебоксар утрачивается день за днем, к сожалению. Старое ломается, новое строится. Но пока еще их очертания можно угадать. Спасибо авторам этого произведения компьютерного и дизайнерского искусства. Картинка в фильме, конечно, стилизованная, но дух времени есть.
О! наконец готово! Приеду посмотрю обязательно.
Очень ждем!
Прекрасное дело! Надеюсь, денежки город выделит, и можно будет серьёзно подтянуть качество объектов
Затея хорошая,только почему у успенской церкви нет колокольни ведь она была, исправьте пожалуйста а то вид не правдоподобен