Добровольческая армия

«НАРОДНЫЕ АКТИВИСТЫ» ВСЕ ЧАЩЕ БЕРУТ НА СЕБЯ ФУНКЦИИ, С КОТОРЫМИ НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ ГОСУДАРСТВО
В Чувашии добровольная пожарная дружина спасла от огня деревню Второе Чемерчеево. Волонтеры потушили пожар до того, как в деревню добрались профессионалы из МЧС. Труд волонтеров становится востребованным во многих ведомствах, которые все чаще создают «народные» подразделения. Зачастую это лишь подтверждает беспомощность институтов власти в решении актуальных проблем, считают эксперты. Чиновники же объясняют создание дружин не собственной неэффективностью, а необходимостью развивать гражданское общество.
Пожар в чувашской деревне Второе Чемерчеево начался утром. Вначале загорелась баня в хозяйстве 82–летней пенсионерки, затем по кровле огонь распространился на другие постройки и был готов перекинуться к соседям. Первыми на помощь подоспели местные пожарные добровольцы, сообщается на сайте управления чрезвычайных ситуаций по Чувашии. По сведениям МЧС, до приезда профессиональных спасателей дружинники успели локализовать очаг возгорания и фактически потушить пожар. Пожарным же осталось только оценить ущерб от происшествия – 10 тыс. рублей.
Добровольческие объединения зачастую оказываются эффективнее официальных профильных ведомств, однако все чаще работают под их началом, рассказал «НИ» начальник штаба Московской городской народной дружины Владимир Семерда. По его словам, сейчас в МГДН числятся 19 тыс. человек: «У нас есть спецдружины по метрополитену, по безопасности дорожного движения, транспортная дружина на вокзалах на базе МИИТа, дружина спасения на водах. Есть подразделения социальной защиты, которые занимаются бомжами и попрошайками. Мы работаем с Федеральной службой исполнения наказаний, проверяя, как живут условно осужденные». С этого года с санкции столичного департамента жилищно–коммунального хозяйства добровольцы также проводят рейды по квартирам, хозяева которых сдают их без ведома налоговой инспекции.
Самая громкая инициатива последних недель – «миграционные патрули», которые, по замыслу Федеральной миграционной службы, должны искать нелегальных приезжих «на станциях метрополитена, вокзалах, транспортных узлах и в других местах массового присутствия людей». Согласно заявлению на сайте ФМС, помимо «разъяснения миграционного законодательства российским и иностранным гражданам, выявления лиц, нарушающих миграционное законодательство», патрули будут «проводить работу по профилактике административных нарушений». Глава ФМС Константин Ромодановский уже предложил создать такие патрули в каждом российском городе–миллионнике, посетовав при этом на нехватку ресурсов у ФМС: «Незаконные мигранты могут использовать для проживания объекты различной инфрастуктуры и осуществлять на них трудовую деятельность. Это и частные дома, и квартиры, и промышленные объекты, и транспортные узлы, и аэропорты, и общественные места. Такой объем объектов не может постоянно контролироваться сотрудниками миграционного контроля».
Привлекать граждан к решению проблемы нелегальной миграции и вообще к охране правопорядка – здравая идея, убежден в беседе с «НИ» председатель Общероссийского профсоюза негосударственной сферы безопасности Дмитрий Галочкин: «Но каждую инициативу можно довести до абсурда. Привлечь дружинников с улицы – одно дело, а набрать их из общественных организаций с историей и репутацией – другое. У организаций есть ресурсы для пропаганды, воспитания, формы юридической защиты своих членов».
Однако первыми интерес к антимиграционным дружинам проявили как раз представители общественной организации – а именно движения с красноречивым названием «Русские», во главе которого стоял бывший национал–большевик Дмитрий Демушкин. «Такие дружины вредны и опасны, так как фактически легитимизируют ксенофобские настроения в обществе. У людей появляются квазизаконные санкции реализовывать самые несимпатичные свои наклонности», – заявила «НИ» руководитель программы «Право на убежище» Института прав человека Елена Рябинина.
По словам Рябининой, создание «миграционного патруля» свидетельствует не столько о слабости ФМС перед потоком нелегалов, сколько о слабости ее перед негативными тенденциями в обществе: «Работая с ФМС, я понимаю, что она не так независима от других госорганов, как хочет казаться. Поэтому она служит инструментом дешевого популизма, основанного на ксенофобных настроениях».
Никаких полномочий, противоречащих закону, у народных дружинников быть не должно, заверил «НИ» глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов. По его словам, тенденция к появлению народных дружин связана с тем, что решать актуальные проблемы их только силами госорганов уже не получается, а также с активизацией гражданского общества, которое «безусловно должно помогать государству». Хотя идеи законодательно прописать полномочия народных дружин периодически возникают, сейчас в комитете г–на Нилова подобных инициатив нет: «Даже если будет такой закон – разрешения применять силу у дружинников не будет. Потому что иначе под видом хороших организаций будут создаваться банды разбойников».
ПРОСТО Я РАБОТАЮ ПОСОБНИКОМ
Бесплатный труд дружинников все чаще используется городскими подразделениями ГИБДД. Среди городов, где в прошлом или наступившем году начали действовать народные дорожные патрули – Кемерово, Красноярск, Чебоксары, Ростов–на–Дону и Киров. Правда, полосатый жезл добровольцам, как правило, не доверяют. Так, в Красноярске волонтеры с сентября прошлого года служат чем–то вроде штативов для видеофиксаторов: их задача – сидя в укрытии, снимать нарушения на камеру и передавать полученные данные сотрудникам ГИБДД. В Чебоксарах добровольцев год назад стали брать в ночные рейды. Однако все, что они имеют право делать в ходе патрулирования – наблюдать за работой инспекторов. В Ростове–на–Дону в декабре прошлого года дружинников даже подключили к оформлению протоколов о нарушении Правил дорожного движения, однако не на постоянной основе – акция продлилась всего пять дней, в «тестовом» режиме. О результатах «теста» пока ничего не известно, но повторять акцию городские власти не спешат.
Привлекая к своей работе добровольцев, ГИБДД расписывается в собственном бессилии, убежден в беседе с «НИ» глава Коллегии правовой защиты автомобилистов Виктор Травин: «Я налоги плачу не для того, чтобы государство перекладывало проблему черного рынка извоза или нарушений ПДД и на плечи граждан». По словам Виктора Травина, идея наделять добровольцев всеми функциями инспекторов заведомо плохая: «Категорически никаких функций, кроме как стоять, открыв рот, у таких дружинников не может быть. Дружинник беспомощен, а потому бесполезен».
В постсоветской России попытки нарядить граждан в жилет автоинспектора предпринимались неоднократно, однако хорошие результаты приносили редко. Например, в 2009 году тогдашний губернатор Пермского края Олег Чиркунов описал в своем блоге коррупционную схему, при которой граждане за взятку получали у сотрудников ГИБДД удостоверения «внештатных сотрудников»: такая «ксива» наделяла их неприкосновенностью на дороге. Торговля документами, по словам Чиркунова, принесла местному главку ГИБДД около 15 млн. рублей. Спустя год пользователи ЖЖ–сообщества санкт–петербургских автомобилистов пожаловались, что дружинники вымогают взятки ничуть не менее успешнее обычных гаишников, однако привлечь их к ответственности за это практически невозможно, потому что должностными лицами госавтоинспекции они не являются.
КАЗАКИ–РАЗБОЙНИКИ
Мэр Краснодара Владимир Евланов поручил местным казачьим дружинам контроль за правопорядком на футбольных матчах. Московские же власти в сомнительной эффективности добровольцев с нагайками уже убедились.
Так, в ходе ноябрьского рейда на Белорусском вокзале в Москве казаки прогнали с насиженных мест двух попрошаек и одну торговку без лицензии, которые вскоре туда вернулись. Работа патруля настолько впечатлила мэрию, что тем же вечером она поспешно от рейда открестилась, объявив его «личной инициативой атамана».
В сентябре прошлого года казачья дружина в Москве попыталась сорвать выставку изображений участниц Pussy Riot «Духовная брань». В день открытия выставки казаки заблокировали вход и выход выставочного центра «Винзавод». Акция кончилась потасовкой с полицией, однако задержанные казаки вскоре были отпущены.
Несколькими днями ранее активисты «казачьей милиции» под знаменем «борьбы с сектами» сорвали кришнаитский фестиваль «Харинама» в Сочи, самовольно задержав одного из членов кришнаитской общины Константина Склярова. Дружинники посадили участника мероприятия в автозак, где продержали сорок минут, после чего отпустили. Незаконное задержание Скляров обжаловать не смог: у казаков не было нагрудных знаков, а удостоверений они ему не предъявили, и кришнаит так и не узнал имен своих обидчиков. Отметим, что приказ о формировании казачьих дружин при полиции был подписан в августе прошлого года, а инициатором появления таких подразделений стал вице–губернатор края Николай Долуда. Входит ли в полномочия казаков борьба с еретиками, «НИ» выяснить не удалось.
В отличие от дружин поборников русских традиций и нравственности движение «Молодежный антинаркотический спецназ» (МАС) возникло не по инициативе Федеральной службы наркоконтроля, а путем самоорганизации. И в отличие же от казаков, противоправные действия членов МАС безнаказанными не остаются. 3 марта трое подростков из МАС разгромили киоск в одном из рабочих районов Волгограда. Как пояснили юноши в полицейском участке, взяться за биты они решились после многодневного наблюдения за палаткой, в ходе которого подтвердилось их предположение, что в ней торгуют запрещенными курительными смесями. Осуществив контрольную закупку, молодые люди вернулись к ларьку во всеоружии: с кувалдами и в медицинских масках.
Однако волгоградская полиция инициативу молодых людей не поощрила. «Свою активную гражданскую позицию по недопущению фактов распространения наркотиков и психотропных веществ на территории региона недопустимо выражать такими незаконными способами. Если Вы располагаете достоверной информацией о продаже запрещенных веществ, Вы можете сообщить об этом в УФСКН Волгоградской области», – говорится на сайте местного ГУ МВД. Теперь «спецназовцам» грозит до пяти лет лишения свободы по статье 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»).
М. АЛЕХИНА,
газета «Новые Известия»
14 марта 2013 г.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.