Руководителя СХПК «Родина» Людмилу Емельянову в эту напряженную уборочную пору можно застать только в поле. На ходу она рассказала:
– Ничего не поделаешь, в нашем районе женщин-руководителей раз, два и обчелся, есть еще коллега в ООО «Вега» в Карачево. Сейчас с хозяйством мы управляемся небольшими силами – всего 12 работников из здешних деревень Аттиково и Чашлама. Только растениеводство, а содержать скотину – не потянем. Нынче посадили рожь, пшеницу. Овес хорошо уродился, собрали по 33 центнера с гектара, ячмень где-то по 25 ц с га. Впервые убрали горчицу. Вырастили ее не по заказу, а по своему хотению. Слышали, что в Канаше открыт новый завод по выработке специй. Наверное, будем предлагать этому предприятию свой урожай. Кстати, про горчицу спрашивают многие предприниматели, предлагают договориться. Вообще-то мы посадили ее не только ради больших денег, а для обогащения почвы. После картошки советуют горчицу сеять или озимую рожь. Семена, кстати, мы покупали по 16 рублей. Говорят, на рынке цена нынче подскакивает раза в три-четыре. Пока мы не продали ни килограмма, подождем.
Когда о возрасте работников спрашивают, мне как-то неловко. Команда у нас, скажу откровенно, предпенсионная – большинству за 50 лет. Как знать, лет через пять ни комбайнеров, ни трактористов, наверное, не останется. Молодежи у нас почти нет, не задерживается, ведь в поле работать надо не покладая рук. А ее от крестьянского труда отучили. Город «проглатывает» выпускников школ, сельское хозяйство они считают неперспективным для карьеры делом. Иногда спрашивают меня, мол, неужели у вас сплошь женский коллектив? Наоборот, на всех механизаторов нас всего три «начальницы»: директор, бухгалтер и завскладом. Мужчины шутят, мол, все «хлебные места» прибрали к своим рукам.
В этом году купили два трактора и комбайн по кредитной линии Сбербанка, оплатив 20% стоимости. Считаю, что это выгодный вариант. Мы постоянно обновляем тракторы. Самый старый сейчас – 2007 года выпуска. Мощная техника очень нужна, все-таки обрабатываем 1111 гектаров плюс 200 гектаров арендуем на землях бывшей козловской птицефабрики. Да и не секрет: на старой технике никто не хочет работать.
Вот сама столько лет в сельском хозяйстве верчусь. Пришла на должность, когда все разорили. Меня попросили временно поработать. Уговорили немного продержаться, а получилось, что на все 16 лет задержалась. По профессии я бухгалтер, потом, правда, выучилась на юриста. С 1993 года, когда совхоз разделился на две части, картофелем не занимались, забросили и хмелеводство.
Говорят, хозяйство неплохо работает. Пожалуй, ведь каждый год по грамоте получаем. Считаю, что это хороший результат. Радуют те награды, которые давали за первое место на весенне-полевых работах или на уборке хлебов. «Где женщина, там всегда порядок», – завидуют коллеги. Понимаю их иронию. В сельском хозяйстве легко ничего не дается. И миллионером враз не станешь. Поэтому мало охотников ежедневно, в любую погоду вкалывать, теряя здоровье и силы. Даже выслуги лет у крестьян нет. В столице давно нет депутатов с полей и ферм, которые могут выступить и сказать слова в защиту земледельцев.
Пока все думы об уборке. Работников не обижаем: питание два раза в день, бесплатное. Сено-соломы выделяем сколько хочешь. Люди знают, что не зря сутками пропадают в поле.
Из последних сводок. Хлеборобы СХПК «Родина» по-прежнему лидируют в районе по урожайности овса, которого собрали по 30 центнеров с га. В хозяйстве посеяно 70 га озимых культур.