Все ценнее для нас становятся живые свидетельства о боевых и трудовых подвигах военных лет. Среди последних – строительство оборонительных сооружений Волжско-Сурского рубежа зимой 1941-1942 годов. Проходил он по территории Чувашской и Мордовской АССР, предназначался для задержки гитлеровских войск на подступах к Казани. По землям Чувашии рубеж шел вдоль Суры по линии с. Засурское Ядринского района – д. Пандиково Красночетайского – с. Сурский Майдан Алатырского районов – Алатырь до границы с Ульяновской областью. Сегодня мы публикуем воспоминания участника той поистине народной стройки В. Симсова.
НАША СПРАВКА
Василий Кондратьевич Симсов – известный партийный и советский деятель Чувашии. Участник Великой Отечественной войны. Военный путь начался со строительства Сурского рубежа, где шестнадцатилетним парнем строил доты, дзоты, рыл противотанковые рвы, траншеи, окопы. На стройке был комсоргом ударной бригады, после войны вел хозяйственную и партийную работу в родном Шумерлинском районе, с 1969 по 1981 год возглавлял райисполком.
Имеет множество наград как за ратный, так и мирный труд, среди которых ордена Славы 3й степени и Отечественной войны 1й степени, два ордена «Знак Почета», медали «За добросовестный труд» и «За трудовое отличие».
ЧТОБЫ ВСТРЕТИТЬ ВРАГА
В октябре 1941 года создалось тяжелейшее положение: немецкофашистские захватчики рвались к Москве. Государственный комитет обороны СССР принял решение о строительстве оборонительных рубежей в глубоком тылу на Оке, Дону. Волге. В случае неудачного развития событий советские войска должны были задержать противника на новых рубежах.
Два таких рубежа проходили и по землям республики. Первый – по реке Суре, второй – по территории МариинскоПосадского, Октябрьского, Урмарского, Янтиковского районов. Мне пришлось трудиться на возведении первого.
ТРУДИЛИСЬ ВРУЧНУЮ И БЕЗ ВЫХОДНЫХ
На сооружение линий укреплений правительством отводились очень короткие сроки, поэтому были привлечены огромные материальные и людские ресурсы. Начиная с 25 октября 1941 года на Сурский рубеж потянулись бесконечные обозы с людьми, с продовольствием, с техникой. Не было ни одного колхоза в республике, который бы не участвовал в этой всенародной стройке.
Ежедневно в работах было задействовано около 85 тыс. человек, иногда это число доходило до 110 тысяч. Трудились в основном вручную, механизированных орудий и техники не хватало. Работа по законам военного времени шла без выходных, не прерывалась и в самые сильные морозы, когда температура опускалась до –40–42 градусов. Не хватало жилья, приспособленных помещений, где можно было бы обогреть людей. Части колхозников приходилось жить в палатках или шалашах, наскоро собранных из хвойных лапок, соломы, хвороста (отапливаемые землянки были построены позже). Несмотря на все лишения и трудности, люди старались изо всех сил, понимали ответственность перед Родиной. Задания всегда перевыполнялись, дисциплина была образцовая. А общее стремление было одно – сдать объект досрочно.
В развернувшемся социалистическом соревновании застрельщиками были комсомольцы авиационного завода, не отставала от них и бригада № 4 колхоза «Комбинат». На одном из своих собраний молодежь приняла обязательства: «…вызвать на социалистическое соревнование рабочих бригады № 3; отчислять однодневный заработок в фонд обороны ежемесячно вплоть до полного разгрома фашистской Германии; отчислить однодневный заработок на строительство бронепоезда «Комсомол Чувашии». Их примеру последовали и другие бригады.
Правда, были и проявления упаднических настроений: «Это затея пустая, ненужная, укрепления ничего не стоят для врага…» Поводом для таких разговоров являлись нередкие бомбежки городов Горький, Арзамас, Дзержинск. Но голоса эти смолкали под общим патриотическим настроем, за которым следили ответственные работники, специально выделенные обкомом ВКП(б).
Постановлением Совнаркома Чувашской АССР и бюро Чувашского обкома ВКП(б) на строительство было мобилизовано все трудоспособное население в возрасте от 17 лет: молодежь и старики, мужчины и женщины, рабочие и колхозники, единоличники, служащие и домохозяйки. На строительство рабочим полагалось явиться одетыми по-зимнему, иметь при себе смену белья, полотенце, рукавицы и варежки, постельные принадлежности, котелок или миску, ложку, лопату на каждого, один топор на 5 человек, один лом на 20 человек и одни носилки на 10 человек.
ОНИ ШЛИ ВПЕРЕДИ
Всего на строительстве работали 420 политруков, 3200 агитаторов, среди них были и товарищи, утвержденные Шумерлинским райкомом партии.
Мне часто приходилось встречаться с политруком А.А. Абашиным, который был прикреплен к нашему участку. Много сил вложил он в строительство, никогда не унывал, был оптимистом. Его настрой передавался всем работавшим.
Глубоко уважали на стройке и начальника одного из участков С.П. Носкова. Энергичный, инициативный руководитель. Он интересовался ходом работ на каждом объекте, не упускал из поля зрения вопросы обеспечения рабочих жильем, продовольствием, материалами.
Запомнился и руководитель технической части строительства, коренной шумерлинец И.А. Федулов. Под его руководством был построен умело замаскированный дзот на берегу Суры, который имел широкий обзор всего противоположного берега. Вообще же на участке № 1, где работали шумерлинцы, были оборудованы 39 дзотов и дотов, 32 землянки, 27 км эскарпа вдоль берега Суры, 3 км противотанковых рвов, 4 наблюдательных пункта и другие сооружения.
Политруки и агитаторы не только выпускали «Боевые листки», распространяли опыт передовиков строительства на все бригады и участки, но и показывали личный пример стахановского труда. Они постоянно были среди рабочих, рассказывали о положении на фронтах. Помню, как всех нас потряс рассказ о подвиге героевпанфиловцев. Навсегда запомнились слова политрука Клочкова: «Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва…»
СДАН ДОСРОЧНО
Такой боевой настрой подпитывал нас энергией, и задача была выполнена досрочно: оборонительный рубеж на Суре был сдан к 28 февраля 1942 года. Всего через 4 месяца ударной работы!
Рубеж был передан под контроль райвоенкомата, охранять его должны были сельские советы. Так как он строился в зимнее время и для зимних условий, на них же возлагались обязанности по сохранению его от весеннего паводка, восстановлению разрушений и организации маскировочных работ. Линия поддерживалась в полной боевой готовности до конца 1943 года, пока необходимость в ней не отпала.
…Сейчас в этих местах шумят хвойные леса. Только пытливым взором можно определить там следы прошедшей войны.
В. СИМСОВ,
почетный гражданин Шумерлинского района.
Да,я знаю о строительстве Сурского оборонительного рубежа. Там работал мой отец, Издебский Дорофей Константинович. Если Вы слышали о нем и что-то помните о нем, напишите мне пожалуйста на мою почту: izd-iosif@yandex.ru
Спасибо. Я жду. С уважением, Иосиф