КОРРЕСПОНДЕНТ «СЧ» ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ВЫВОЗЕ МУСОРА
На чебоксарской городской свалке за последнюю неделю апреля на 1,5 тыс. тонн увеличился сбор мусора. Но в этом нет ничего особенного. Такое происходит ежегодно осенью, а особенно весной, когда мусору объявляется беспощадная война. Нынешняя особенность в другом, в скоплении мусоровозов, образующемся из-за ужасной дороги на свалку. В субботу, 21 апреля, здесь, не удержавшись, упал на бок мусоровоз.
«Это не вина дороги. Водитель, похоже, сплоховал. Он подавал назад и не сориентировался», – пытается сгладить ситуацию С. Дедушкин, директор свалки. Не соглашаюсь. Сердце замирает, глядя, как при полном штиле машины на подъеме раскачивает, словно под резкими порывами ветра, тянет назад. Кажется, вот-вот угол наклона зашкалит и… Господи, что это? Мусоровоз, вскарабкавшись на гребень свалки, вдруг пятится, грозя сбить ползущий следом грузовик с сухими ветками. Грузовик вовремя дает задний ход, сохраняя дистанцию. Обошлось… «Конечно, – отводит взгляд Дедушкин, – покрытие здесь нетвердое, и они ведь груженые едут…»
Решаю принять участие в этом несанкционированном аттракционе. Меня сажают в кабину к Сергею, он возит мусор из Новочебоксарска. Миновав весы, с сухого накатанного спуска машина съезжает в грязь. «Яма, – весело констатирует водитель при каждом толчке. – А вот здесь, смотрите, метровая, наверное, яма». Впереди – внушительных размеров грязное месиво, в которое мы аккуратно проваливаемся. «КамАЗы здесь полные радиаторы грязи набирают, – продолжает собеседник под рев своего ГАЗ-53, выбирающегося из жижи. – Видите, справа, где кран, там как раз машина и упала. Пока ее трактором поднимали, очередь образовалась, до трассы стояли. Одна машина лежит, другая застряла, третья сломалась… Целый час стояли, из графика совсем выбились. Сейчас-то еще ничего, вы бы к нам пораньше приехали, тогда тут такое было! Машины новые, два года только на ходу, все здесь шланги от гидравлики повыдирали».
Под бодрый голос моего «экскурсовода» ГАЗ взбирается на мусорную вершину. Как медленно… Кажется, остановились, кажется, покачнулись. Лучше смотреть в пол, не так страшно… Рывок – и мы достигаем, наконец, цели, оказавшись на ровной площадке, в центре свалки. Мне хочется смеяться от счастья: опасность миновала! Но каково водителям в таких условиях? Возможно, кое-кто из них втайне и мечтает стать участником опасного марафона Париж – Дакар, но не все же. «Дакар – ерунда, там только песок. А здесь, видите, что творится?» – подытоживает отчаянный Сергей. Из кабин разномастных мусоровозов нам улыбаются водители, ставшие экстремалами не по своей воле. За день они вынуждены по нескольку раз преодолевать эту «дорогу жизни».
ЦИФРЫ. Чебоксарская городская санкционированная свалка действует с 1964 года. Отпущенный ей срок она отработала уже лет 20 назад. В последние годы поступление мусора резко увеличилось и составляет 200 тыс. тонн ежегодно. За день в среднем приезжает 400 груженых мусоровозов.
Лет пять назад такое здесь, говорят, уже было. Дорога резко пришла в негодность, но ямы тут же принялись заравнивать песком и щебнем. А сейчас не слышно, чтобы кто-то как-то собирался обезопасить труд водителей. «В Казани на свалку машины едут по дорожным плитам. Когда карта (профессиональный термин, означающий действующее место разгрузки мусоровозов. – Авт.) заполняется, плиты краном переносят на другой участок. У них это в тарифы заложено», – пересказывает опыт соседей директор свалки.
Интересуюсь, разрешено ли вообще функционирование мусорного полигона, пришедшего в такое состояние. «Последнее санитарное заключение на городскую свалку – отрицательное. А так как мусор вывозить больше некуда, Роспотребнадзор в то же время разрешает пользоваться свалкой», – поясняет директор.
Конечно, все уповают на новый полигон вблизи Новочебоксарска. Но даже если он откроется в нынешнем году, то вряд ли сразу и целиком решит проблему отходов в столице республики, городе-спутнике и нескольких близлежащих районах, сомневаются специалисты. Так что «старушка» еще должна послужить полтора-два года. И, наверное, подъездные пути придется поддерживать в нормальном состоянии. Кому? А вот это вопрос интересный. Пока хозяин земли под свалкой – ГУКС (Чебоксарское управление городского капстроительства), авторитетно подтвердили в МКУ «Земельное управление г. Чебоксары». Но ходят упорные слухи, что совсем скоро свалку передадут другому собственнику.
От редакции. На какой стадии находится строительство Новочебоксарского мусорного полигона? Читайте об этом в следующем номере «СЧ».