Водолазы спасатели из Чувашии начали работать через час после того, как прибыли на место катастрофы теплохода «Булгария». К тому моменту в Татарстан съезжались спасатели практически со всей России: от Иркутска до Калининграда.
Четверо суток 10 водолазов-спасателей Чувашской республиканской поисково-спасательной службы находились в эпицентре трагедии. Перед командировкой был собран весь личный состав, а участвовать в спасательной операции предложили самым опытным. Никто не отказался.
«Я был на дежурстве. Заехал домой на час, забрать документы. Супруга, когда узнала, что я еду, была в слезах. Говорит, опять сам напросился, – рассказывает водолаз-спасатель Юрий Семенов. – Когда вернулся, опять в слезы, но уже от радости».
В первый же день командировки нашей команде удалось поднять 8 тел. Евгений Малайкин, один из опытнейших водолазов Чувашии, рассказывает, что работа на «Булгарии» была очень сложной и физически, и морально. «Перед нами прошли ребята из «Центроспаса». А нам дали задание простукивать, еще раз проверить каюты и начать подъем тел. Выставил страховку и вошел в каюту. В первой же обнаружил погибших. Практически в каждой каюте были люди, – медленно и проговаривая каждое слово, говорит Евгений. – По тому, как лежит судно, поняли, что воздушных подушек нет и живых не будет. Людей было столько, что их не поднимали, а передавали друг другу».
Теплоход «Булгария» много раз перестраивался. Видимость под водой была минимальной: порой меньше полуметра. А точного плана корабля не нашли, и приходилось работать просто на ощупь. Двое водолазов во время работ получили травмы. Владимир Трутнев рассказал: «Надо было разбить стекло, сделать это было очень сложно, вода дает сопротивление. Сильнее ударил, разбил и поранил руку. Но потом врач посмотрел, к счастью, оказалось, заражения нет».
Спасатель, на счету которого много погружений, едва сдерживает слезы. Видно, что ему с трудом даются слова, хотя прошло уже немало времени. После возвращения из Татарстана каждый водолаз общался с психологом. Кроме того, с 5 августа спасатели пройдут обследование и лечение по программе «Антистресс».
В той командировке поранил руку,разбивая окна кают, начальник поисково-спасательного подразделения водолаз М. Андреев. В первый день, кроме того что достали мы 8 пострадавших, именно чувашские спасатели принимали и перетаскивали с кораблей, откуда производился подъём тел, на другие корабли для отправки на берег более сорока человек. Оперативная группа полиции не успевала первоначальный осмотр сделать, а трупы всё поднимали и поднимали. И они уже лежали по проходу.Это были как дети, разной комплекции женщины и редко мужчины. Толкачи-буксиры были не приспособлены для водолазных спусков и в проходах мог пройти только один спасатель. С корабля на корабль передавали трупы в носилках держа над головой. В течении первого дня не было времени даже перекусить.Во второй день этот кошмар продолжился.