Тему ответственности врача и пациента поднимает производственная драма «Дыши». Это не очередной сериал о талантливом докторе, преданном работе, на счету которого сотни спасенных жизней, а разбор одной-единственной ситуации, случившейся во время родов. На кону жизнь ребенка, которого пришлось выдавливать по запрещенному сейчас методу Кристеллера, и теперь малыш в реанимации, а у молодой матери сломаны ребра, и она пытается понять, почему все это с ней произошло.
Режиссер — Анна Кузнецова,
серий — 8,
место съемок — Москва
Акушерское насилие, под которым понимается неуважительное или просто жестокое отношение к женщинам в медицинских учреждениях во время родов, принудительные или несогласованные с роженицей медицинские процедуры, в обществе широко обсуждать не принято. В прессе об итогах таких расследований пишут крайне редко (в опубликованной статистике по раскрываемости преступлений в Чувашии вы такого пункта не найдете). Но проблема существует, и сериал не боится ее поднимать.
Возложить вину на роженицу
Клиника, где рожала Маша, героиня Дарьи Верещагиной (Алиса из «Ста лет тому вперед»), поначалу попыталась переложить вину за произошедшее на саму роженицу. У нее было тазовое предлежание плода, ей предлагали кесарево, но она категорически отказалась. А во время естественных родов «капризничала и плохо тужилась», потому ребенок начал задыхаться еще в утробе — такое объяснение дает главный врач больницы Михаил Столбов. И будь Маша обычной женщиной, она, скорее всего, осталась бы со своей бедой один на один. Но отец ребенка Игорь Шахов (Петр Буслов) — самый крупный игрок в похоронном бизнесе Москвы, и у него не только деньги, но и связи. Ему нужен нормальный, здоровый наследник, и он намерен найти и наказать виновных.

Понятно, что трусоватый, услужливый главврач не собирается терять свое кресло, и репутация частной клиники, у которой нет дотаций от государства, и зарабатывает она исключительно на клиентах, для него тоже важна. И за коллектив он отвечает.
Тогда Столбов решает сделать крайней акушерку Валерию Моторуеву (Марина Александрова), хотя именно он уговорил ее принять у Маши роды естественным путем. И даже пообещал повышение до главной акушерки центра. И в день родов Лера действительно помогает девушке, привозит ее из дома в больницу, но там Маша начинает нер-вничать, и схватки останавливаются. А ножки ребенка уже показались, и счет идет на минуты. Отстранив Леру, в дело вступает сам главврач.
У Леры никакой защиты нет, она самая обычная женщина 42 лет. Недавно похоронила мужа и осталась одна с тремя детьми. Правда, старшей, Лиде, уже за 20, и кажется, что вся ответственность за семью теперь на ней. Мама сутками пропадает на работе, а приезжает в таком состоянии, что не то что приготовить детям еду, даже поговорить с ними не может. Лера начинает пить, и девчонкам иногда приходится чуть ли не на себе тащить ее домой. Вот и вечером накануне Машиных родов она перебрала с алкоголем. А для расследования, которое начинает вести Следственный комитет, состояние медперсонала имеет большое значение.
Следователь Софья Степнова в исполнении Мариэтты Цигаль-Полищук сразу же предлагает Лере признаться в собственной халатности, тогда есть шанс отделаться условным сроком. Но Лера своей вины в этой ситуации не видит и сдаваться без боя не хочет.
Мужское — женское
Впрочем, за рамки врачебной ошибки эта история выйдет: мир мужчин в ней противопоставляется миру женщин. И не просто так следователь здесь женщина. Серьезная, строгая, не поддающаяся на эмоции, но желающая разобраться в ситуации, несмотря на давление собственного руководства побыстрее закрыть это дело. Главврач подменяет медкарту Маши. Лера, когда ее выгнали из родзала, делает фото настоящей карты и передает Степновой. То есть в этот самый момент начинает играть против руководства клиники, хотя весь остальной медперсонал дает свидетельские показания совсем не в ее пользу, выгораживая главврача.
Средняя дочь Леры, Василиса, попадает в полицию, потому что устроила при входе в школу одиночный пикет. Старшеклассники начинают «лапать» девчонок, Лера единственная встает на их защиту. Правда, одноклассницы никакого харассмента в действиях мальчишек не видят, некоторым даже приятно такое заигрывание, и Василису начинают травить. Мало Лере проблем на работе, так они обостряются еще и дома — дело Василисы полиция намерена передать в органы опеки.
Старшая дочь увлекается совершенно неподходящим парнем Славой, который появился в их доме как член спортивной команды Василисы. Но ему нравятся женщины постарше, или то, что у женщин постарше, как правило, уже есть деньги, и он начинает подбивать клинья к Валерии. Но это было бы полбеды, если бы Лида, решив спасать какого-то мифического друга Славы, которого она в глаза никогда не видела, не отдала бы парню 75 тыс. маминых денег — предоплата за родовспоможение от одной пациентки. В общем, как во всех сериалах про сильных духом женщин, на героиню сваливаются все возможные неприятности.
Юной Маше в ее попытках узнать правду тоже не позавидуешь. Шахову она не жена, а мать наследника (в законном браке у него детей нет), и защищенной Маша себя тоже не чувствует. Поначалу, поверив в объяснения главврача, он попытается сделать крайней ее, что не согласилась на кесарево.
«Сценарий «Дыши» пришел ко мне практически в готовом виде, было написано уже пять серий, — рассказывала в интервью онлайн-кинотеатру Окко режиссер Анна Кузнецова. — Передо мной был готовый персонаж, отлично написанный и придуманный. Мне понравилось, что главная героиня — женщина. Вот этот элемент меня точно всегда привлекает в проектах. Все персонажи были настоящими, они говорили нормальным языком, они были буквально живыми, существующими».
Правды много, у каждого — своя
Из красавицы Марины Александровой съемочная группа пыталась сделать обычную, уставшую, а теперь еще и затравленную женщину. Но природное обаяние не выключить, и актриса наделяет им всех своих героинь. Александрова еще и не меняется внешне: кажется, что 5, 10, 15 лет назад она выглядела на экране так же. Так что 20-летний Слава такой женщиной вполне мог увлечься.

Сериал подкупает еще и тем, что в центре не успешный врач, а акушерка со средним образованием, которая получила его уже в зрелом возрасте, родив троих детей. Лера решила, что жизнь разворачивает ее в сторону акушерства и пошла учиться. Она не гонится за деньгами пациентов, а старается быть с ними честной. Увидев, как беременная Маша вниз головой занимается с тренером в бассейне, чтобы плод перевернулся в утробе, объясняет ей сразу: это напрасная трата денег. И про спасительное кесарево, разумеется, тоже ей говорит, хотя сама и выступает за естественные роды. Впрочем, после них она поначалу тоже пытается рассказывать расстроенной Маше, что у них суперклиника и суперврачи, лучше которых в городе нет, и они делали все, что могли. Лжи в сюжете тоже много, она опутывает и запутывает героев.
Интрига сериала не только в том, что на самом деле происходило с Машей в родовом зале после того, как главврач выгнал оттуда Леру и кто виноват, что ребенок начал задыхаться. Мы пока не знаем ничего про умершего мужа главной героини. Не понимаем, почему внутри семьи стараются это не обсуждать, не предаются теплым воспоминаниям об отце. Младший сын Юра настолько тяжело переживает его смерть, что пытается оградить маму от потенциальных ухажеров и думает, что теперь как единственный мужчина в семье он за всех отвечает. «Это наш персональный Чернобыль, — объясняет Лида Славе, — накрыли свинцовым куполом и ждем, когда отболит». Сериал до последнего будет держать табу на эту тему, а финала ждать еще месяц: онлайн-кинотеатр цедит по эпизоду в неделю.

Правда жизни здесь и в том, как подаются ситуации, и в характерах персонажей. Нет ни отрицательных, ни положительных героев — все совершают ошибки, и понять можно каждого из них. А Леру еще и пожалеть, потому что нет в ней равнодушия или жестокости к пациенткам, она искренне пытается помочь каждой.
Но и руководству клиники, и Следственному комитету, и органам опеки все равно, какой у Валерии характер и какие личные обстоятельства загнали ее в угол. Она пытается выстоять там, где на нее давят целые системы. А жизнь показывает — человеку в одиночку трудно идти против системы. Но морализаторства в сериале нет. Вышло всего лишь три серии, и невозможно просчитать, в какую сторону повернет сюжет. Есть лишь предчувствие, что Лера, Маша и следователь Степнова в определенный момент должны объединиться и начать говорить друг другу правду, а дочери — помочь маме выстоять и задышать, наконец, полной грудью.
Для Евгении Аюнц, сыгравшей среднюю дочь Леры — Василису, сериал стал дебютной работой. Фото kino-teatr.ru



