Режиссер — Олег Штром, продолжительность — 1 час 30 мин., места съемок: Владивосток, поселок Агинский Республики Бурятия
Российский кинематограф — в поисках героев, на которых могло бы равняться подрастающее поколение. Режиссер Олег Штром и продюсер Юрий Обухов, год назад уже выпустившие фильм про нахимовцев, экранизировали подвиг 19-летнего матроса Тихоокеанского флота Алдара Цынежапова. Картина «9 секунд» должна была выйти 4 августа, в день рождения Героя России, но прокат начался лишь в конце сентября — в годовщину гибели. На экране создан романтический образ моряков и — вопреки всем законам драмы — спокойная и совершенно бесконфликтная история жизни и службы Алдара.
Подвиг есть, а драмы нет
Если уж прикасаться к историческому материалу, где сохранены настоящие имена героев, то делать это на высоком профессиональном уровне, чтобы зрители смотрели, и от происходящего у них захватывало дух, чтобы увиденное потом не отпускало несколько дней. И чем больше патриотизма и воодушевляющего материала закладывается в фильм, тем более качественным он должен быть, чтобы заинтересовать не только 12-летних мальчишек, мечтающих о море, но и подростков постарше, которые ко многому относятся уже насмешливо и скептично. Здесь же, к сожалению, складывается ощущение, что «9 секунд» нужно не в кинотеатрах показывать для массового зрителя, а в Чувашском кадетском корпусе ПФО имени Героя Советского Союза А.В. Кочетова как учебное пособие. Даже обидно, что фильм про парня, который ценой своей жизни спас от взрыва эсминец и 348 человек экипажа, получился совершенно обычным. Это не экшн, не фильм-катастрофа, он вряд ли встанет в один ряд с «Ледоколом» и уж тем более с «72 метра». Алдаром (Бато Шойнжонов) восхищаешься, и его, безусловно, жаль в финале, но картина снята так, что по ходу действия за главного героя особо не переживаешь. Для меня там просто не было моментов, когда хочется вжаться в кресло и не дышать.
Сценарии фильмов о героях в последние годы пишутся как под копирку. Возьмем «На солнце, вдоль рядов кукурузы» о летчике Дамире Юсупове, «Командира» — о Геннадии Зайцеве, стоявшем у истоков группы «Альфа», «Повелителя ветра» о путешественнике Федоре Конюхове — везде в канву фильма вплетается детство персонажа. Само по себе это неплохо: характер любого человека складывается еще в дошкольном возрасте, но когда прием повторяется из картины в картину, то уже вызывает оскомину. Алдар в детстве пережил пожар в сарае, огонь очень напугал его, это важно для истории, но не настолько же, чтобы показывать эпизод дважды. А фразу тоже служившего на флоте деда Алдара «Лучше переломать себе кости, чем опозорить свое имя» повторят четырежды! Понятно, что сам подвиг — когда в момент утечки топлива матрос в огне закручивал вентили — длился 9 секунд, а фильм идет больше полутора часов, и сюжет надо было чем-то наполнять, но зачем повторяться?
Почему «72 метра» вошли в топ-5 лучших отечественных фильмов-катастроф? Потому что, кроме самой трагедии, там есть конфликт двух главных героев в исполнении Марата Башарова и Дмитрия Ульянова, там есть раздражающий всех персонаж Сергея Маковецкого. К тому же образы членов экипажа подводной лодки прописаны очень жизненно, выпукло: обычные мужики с их слабостями. Здесь же идеальный главный герой — преданный службе, друзьям и любимой, и нет у него ни одного недостатка и ни одного врага. Все его любят и хвалят. Даже завистников, и тех нет, чтобы хоть какое-то зерно конфликта в сюжете посеять. Возможно, в жизни у Алдара так и было, но для кино стоило придумать антагонистов, чтобы зрители начали сопереживать герою раньше, еще до момента трагедии. Ввели же создатели любовную линию, хотя никакой девушки у реального Алдара еще не было. Сам пожар в топливном отсеке не считается конфликтом, в кино любую чрезвычайную ситуацию называют альтернативным фактором, который помогает раскрыть характеры персонажей.
Еще была надежда, что Лана, возлюбленная Алдара, предпочтет ему симпатичного однокурсника по балетному училищу, но и любовная история получилась довольно скучной, без драм. Герои даже не поцеловались в кадре! 18-летний парень на адреналине и тестостероне ночью через чердак проникает в общежитие к любимой, и они просто сидят на кухне, «слегка соприкоснувшись рукавами». Как будто фильм не 12+, а 6+.
В учебной части молодых людей готовят исключительно к тушению пожара, будто никаких других ЧП произойти не может. На корабле никто не матерится, интеллигентнейшие командиры прислушиваются к матросам, и экипаж — ну просто одна дружная семья. День рождения Алдара моряки отмечают чаем и романтическими песнями под гитару. Минобороны помогло со съемками, но зачем настолько идеализировать службу на флоте? Ощущение, что фильм из 60-х. Но смотреть-то его будут современные подростки.
Герои говорят афоризмами
Абсолютно невнятной, на мой взгляд, получилась линия с двумя врачами военного госпиталя во Владивостоке, которые четыре дня боролись за жизнь матроса. Зачем на эти микро-роли пригласили Дмитрия Певцова и Даниила Спиваковского? Что там было играть народному и заслуженному артистам России? Даже момента операции не показали. Певцов то стоит у окна, то говорит по телефону с женой, то выразительно смотрит на коллегу. Вот и все придуманное для него действие.
Между врачами конфликта тоже не вышло. Они оба хотели, чтобы Алдар выкарабкался. Только один домой не уходил, делал для пациента все, что мог и не мог, а другой — опустил руки: зачем пытаться, если ожог на 90% тела, и с таким еще никто не выживал? Ну тогда бы не Спиваковского позвали, а кого-то пожестче, с более равнодушным лицом — слишком добрые и переживающие у актера глаза. Эпизод, когда на просьбу героя Певцова попросить донорский материал из банка кожи в Китае начальник госпиталя отлучает его от пациента, кажется просто надуманным и странным. Если создатели фильма хотели сказать, что российская бюрократия не позволяет в течение суток получить донорскую кожу за рубежом, и в том числе из-за этого Алдар умер, то проблему можно было обозначить более выпукло, а не одной фразой.
Проблема фильма еще и в том, что герои говорят торжественно, не перебивая друг друга, и сыплют афоризмами: «Когда тебя кто-то ждет, ты обязан вернуться», «Не ссать! Кто ссыт, тот тонет», «На страх нужно накинуть ургу и обуздать его!» Все-таки лучшие сценарии (вспомните гениальный «Служебный роман») — это те, где персонажи говорят как в повседневной жизни обычными фразами, а не театрально подают текст. Не хватило мне естественности в актерской игре. Но спасибо, пожалуй, стоит сказать артисту Приморского драматического театра Владимиру Илюхину, сыгравшему друга Алдара Игоря Калинина. За ту легкость и юмор, которые его герой привнес в сюжет. Хотя эпизод, где Игорь переживает о том, что жена приехала во Владивосток, а он не может отлучиться с корабля и с ней встретиться, тоже получился с натяжкой.
Безусловный плюс фильма в том, что его снимали в местах, связанных с Алдаром — на его малой родине в бурятском поселке Агинском, во Владивостоке на эсминце «Быстром», в члены экипажа которого матрос зачислен навеки, в госпитале, где его пытались спасти. И если бы это было художественно-документальное кино, то, конечно, никакие претензии к ровному и спокойному сценарию не возникли бы. Кажется, что фильм был снят больше для родных Алдара, чтобы не оскорбить их чувств. Им он точно понравился! Жаль, что в картину не вошли мудрые слова матери, которая сказала журналистам на похоронах: «Тяжело потерять сына, но лучше я сама пройду через это, чем еще 348 матерей».
К счастью, Алдара Цынежапова нельзя назвать забытым героем. Его имя носит корвет Тихоокеанского флота, школа и улица в Улан-Удэ, есть посвященные ему памятники и мемориальные доски. А перед сценаристами и продюсерами по-прежнему стоит задача искать имена, возможно, менее известные, чем Алдар, и рассказывать о них. Особенно сейчас, когда стране так нужны герои.