Из глубины веков
Украшение и важнейшая составная часть исторического центра Алатыря — Киево-Николаевский Новодевичий монастырь. Монастырский комплекс незримыми узами связан с историей города и нашего Отечества.
В самом названии древней обители отражается богатство ее истории и истории становления женского монашества в Алатыре.
Киевский — в Алатыре
В 1638 году, из-за усилившихся гонений на православную церковь на украинской земле, монахини Прилуцкого Покровско-Ладенского женского монастыря во главе с игуменьей Елисаветой вынуждены были искать убежище в России. Дальнейшая судьба обители, первые шаги по ее возрождению связаны с именем царя Михаила Федоровича, первого из династии Романовых, избранного на русский престол Земским собором 21 февраля 1613 года. В 1639 году согласно указу Михаила Федоровича игуменья Елисавета с сестрами прибыли в Алатырь для устройства женской обители.
В дальнейшем в название монастыря вошло прилагательное?— Киевский, так как первые его монахини были киевлянками. Монастырь стал Новодевичьим в связи с тем, что в Алатыре уже был Николаевский женский монастырь, основанный в 1603 году (по некоторым данным — в 1573 году). Таким образом, в Алатыре стало два женских монастыря — старый Николаевский монастырь и новый — Киево-Николаевский Новодевичий.
В результате секуляризационной реформы 1764 года старый Николаевский монастырь был упразднен. Оставшиеся строения старого монастыря были уничтожены пожаром 24 июля 1774 года во время разгрома Алатыря войском Пугачева. После 1774 года старинный монастырь не восстанавливался, а Киево-Николаевский Новодевичий монастырь обустраивался, укреплялся и совершенствовал свою деятельность, становясь своеобразным культурным, духовным и хозяйственным центром.
Царский подарок
Монастырь пользовался покровительством русских царей и церковных властей. Сохранились описания присылаемых царских даров и посещения обители царственными особами. Один только Михаил Федорович Романов пожертвовал монастырю колокола, богослужебные книги, иконы, заводь Старицы на реке Суре, мельничное место и многое другое. Ценные подношения монастырю делали Екатерина II, Павел I и другие правители России.
Возле храмов находятся захоронения известных людей: княгини Оболенской, активного участника войны 1812 года майора Кожина, настоятельниц обители и других. Где-то здесь должна находиться и могила игуменьи Анатолии (Алфимовой), умершей в 1838 году. В истории русской культуры она известна как писательница-переводчица А.Е. Алфимова. К сожалению, старинное кладбище было уничтожено в советский период.
Вершина процветания Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря приходится на время правления игуменьи Лидии (1876-1908 годы). В этот период монастырский комплекс приобрел свой окончательный вид, а сестры создали монастырю славу крупного духовного, хозяйственного и благотворительного центра.
Верующих и паломников привлекала и одна из наиболее досточтимых икон монастыря — образ его святого покровителя Николая Чудотворца. Этот чудотворный и мироточивый образ, «по молитвам к которому свершаются многие чудеса», был подарен святой обители в далеком 1640 году царем Михаилом Федоровичем.
По заветам Сергия Радонежского
Согласно описи 1910 года на территории монастыря находились каменные здания Вознесенской, Покровской и Никольской церквей, каменная часовня, деревянные дом для сестер-монахинь и дом настоятельницы, каменное здание богадельни, двухэтажный кирпичный дом, другие строения. В распоряжении монастыря было 226 десятин земли, мельница и различные хозяйственные постройки. В состав монастыря входили игуменья, 31 монахиня и 237 послушниц.
Трехъярусная, увенчанная главой колокольня, пристроенная к трапезной Покровской церкви в 1874 году, доминировала в застройке монастыря и старинной части Алатыря. Монастырские строения расположены в границах обители согласно сложившемуся порядку. Центральное место как в архитектурном, так и в идейном плане в русских монастырях занимал монастырский храм, с его возведением ансамбль обретал подлинную композиционную законченность.
Монастырский храм истолковывался как «око Божие». Поэтому композиционное господство храмов над прочей застройкой считалось необходимым не только для того, чтобы храм был виден отовсюду, но и чтобы «храму было видно окружающее». Главенствующее положение в общей структуре монастыря должен занимать соборный храм. Однако в результате значительных переделок и расширений главный Никольский храм монастыря оказался смещенным из центра всего архитектурного комплекса и уже не мог выполнять функцию соборного храма, став надвратной церковью.
Исходя из сложившейся ситуации, в Киево-Николаевском Новодевичьем монастыре все три храма стали располагаться в центре обители, на линии север-юг. По периметру обители строились келейные и настоятельские корпуса, хозяйственные постройки. Монастырь был обнесен каменной оградой.
Таким образом, застройка Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря в полной мере соответствует требованиям и рекомендациям, выработанным знаменитым «игуменом земли русской» Сергием Радонежским.
От процветания — к разрухе
Монашеские обители всегда были не только местами молитвенного служения Богу, но и центрами культуры, просвещения, выполняли важнейшую миссионерскую роль и функцию общественного призрения, содержа на свои средства стариков, больных и увечных. Все это в полной мере относится к Киево-Николаевскому Новодевичьему монастырю. В обители имелись больница, училище для девочек-сирот и церковно-приходская школа, всегда активно занимались здесь и вопросами «призрения престарелых и увечных лиц».
В монастыре согласно документам разных лет постоянно находились «сверхштатные старицы», «престарелые и увечные». На их содержание привлекались в основном пожертвования частных лиц, что было достаточно распространено. В 1879 году «для призрения престарелых и увечных лиц женского пола» строится сохранившееся до наших дней двухэтажное здание богадельни. Согласно архивным данным строение использовалось также и в качестве гостиницы для паломников.
После 1917 года монастырь разделил участь и трагедию многих российских святых обителей. Одним из первых актов нового правительства стал Декрет о свободе совести и об отделении церкви от государства. Церковное и монастырское имущество было объявлено народным достоянием, а духовенство практически оказалось вне закона.
В 1918 году были ликвидированы земельные владения монастыря, что явилось началом его разорения. В 1919 году Киево-Николаевский Новодевичий монастырь был закрыт, а имущество национализировано. В бывших монастырских строениях разместилась женская трудовая артель. В 1929 году были снесены главы храмов и колокольня. В 1934 году началась разборка на кирпич монастырской стены.
Монастырские постройки, в том числе и храмы, использовались под размещение хлебозавода, профтехучилища, складов Алатырьторга и под жилье. С запада значительная часть территории монастыря оказалась застроенной многоэтажными жилыми домами, с востока — рядом частных деревянных домов. Под жилье, как восьмиквартирный жилой дом, использовалось и здание богадельни.
От запустения — к возрождению
Выдающийся русский философ, политический мыслитель, историк культуры и религии И.А. Ильин (1882-1954) писал: «Религия и храмы будут восстанавливаться с любовью и благоговением». Слова оказались пророческими. Согласно определению Священного Синода Киево-Николаевский Новодевичий монастырь в 1993 году возобновил свою деятельность, монастырские строения возвращены Чебоксарско-Чувашской епархии.
Николай Муратов
Киево-Николаевский Новодевичий монастырь. Фото 1893 г.