«Все живое, настоящее, от души…»
Четыре жарких июльских дня на широком лугу у стен Тихвинского Богородицкого женского монастыря в Цивильске звенела ярмарка. Эта старинная, известная с незапамятных времен торговая площадь на Большом Цивиле, как и прежде, привлекает и «купцов», и покупателей со всей округи. Нынче и себя показать, и на других посмотреть собрались гости из многих российских регионов.
Из 25 регионов приехали в этом году продавцы и покупатели на Тихвинскую ярмарку
«Не побывать на ярмарке — как обед пропустить», — присказками говорит постоянный участник ярмарки, 80-летний Антоний Марков из Чебоксарского района, развернувший в торговом ряду лотки с деревянными корытами, бочками, маслобойками, черенками для кос. Он и сам как из сказки: с густой седой бородой и говорит нараспев. «А товар-то берут, вроде сейчас у всех бензокосилки, мотоблоки?» — интересуемся. «Беру-у-у-т», — махнув рукой, отвечает ремесленник. — Без ручного труда в деревнях никак. Вот, маслобойку купили».
Приобрести на ярмарке и вправду можно все, что угодно: от рукомойников, сделанных из пластиковых бутылок, и малосольных огурцов до живых индюшат. У входа на торжок фермеры по традиции разворачивают целый птичий рынок «А у нас во дворе!». Цесарки, цыплята, гусята, утята, индоутки — пушистая компания пищит и гогочет на всю поляну. Фермер Екатерина Иванова из деревни Хыймалакасы Чебоксарского района на Тихвинскую ярмарку приезжает уже седьмой год подряд. Домашнюю птицу, рассказывает сельчанка, разводят всей семьей, вместе с семью детьми. «Начинали ферму еще родители, а мы продолжаем, — говорит хозяйка. — Сейчас у нас около 15 пород кур, около 10 — уток. За столько лет многие покупатели уже нас узнают, подходят, здороваются, разговаривают как со знакомыми».
Птичий молодняк сельчане разбирали картонными коробками — цены, говорят, хорошие. Тут же кто-то выбирал поросят, кроликов.
Бойкая торговля шла на торгово-ремесленной улице. В шатрах и палатках свой товар предлагали мастера народных промыслов из многих уголков России. Глиняная и деревянная посуда, берестяные лукошки, свистульки, украшения из бисера, вязаные игрушки, сувениры — нарядные, аккуратные поделки так и просились в руки. О щедрой и широкой Тихвинской ярмарке уже давно была наслышана и мордовская мастерица Людмила Вешкина из Саранска. Она изготавливает своими руками подвески из высушенных и залитых эпоксидной смолой цветов и растений. В этом году умелица решилась увидеть все своими глазами. «Нахваливали, что здесь собирается много людей, торговля хорошая, — говорит Людмила. — Удивила огромная площадь ярмарки, порадовала хорошая организация, покупателей много».
Ароматами жарившегося на углях мяса зазывали «съестные» ряды. Угощения здесь предлагались многонациональные: и татарский чак-чак, и кавказский шашлык с огромными кусками, и настоящие тульские пряники, привезенные «коробейником» из оружейной столицы. Впрочем, своих, цивильских, здесь тоже было предостаточно. Местные хлебопеки наготовили их в форме зверушек, украсили видами Тихвинского монастыря и актуальной в эти дни футбольной символикой. Разлетались сладости, как горячие пирожки.
Тихвинская ярмарка по традиции «играется» заодно и с праздником песни и труда Акатуй в Цивильском районе. Это мероприятие ежегодно посещает Глава Чувашии Михаил Игнатьев. Нынче он побывал и в храме Тихвинского собора монастыря — там сейчас завершаются реставрационные работы, пообщался с аграриями, народными умельцами. Заглянул в каждый дом и в этнографической деревне, где каждое сельское поселение района представило культуру и обычаи проживающих на Цивильской земле национальностей.
В украшенном пестрыми коврами азербайджанском доме, например, гостей встречали отец и сын Аллахвердиевы — с долмой и люля-кебаб на блюде. В мордовской избе потчевали квасом, а в казачьем курне привечали караваем, шурборками (пельменями, запеченными со сметаной) и взваром из фруктов и меда. Жителям села Рындино, воссоздавшим атмосферу станицы, даже не пришлось ничего придумывать: казаки, как они утверждают, в этом селе жили со времен Ивана Грозного.
Тувсинское сельское поселение представило быт узбекской семьи — здесь наготовили целый казан плова, разрезали арбуз. В Игорварском сельском поселении обустроили молдавскую хату. Как рассказала заведующая местным Домом культуры Людмила Васильева, «помощником» в ее создании стала молдаванка Виктория, нашедшая мужа в их деревне. Она-то и научила местных женщин готовить мамалыгу, «верзере» — слоеные пирожки с капустой и лепешки на кефире. Нашли применение в «хате» и молдавским домотканым коврикам — их тоже любовно предоставила Виктория.
В Булдеевском сельском поселении ведут давнюю дружбу с артистами народного ансамбля из деревни Кокшамары Марий Эл. Вместе с ними булдеевцы и «построили» марийский дом. На столе — гостинцы из соседней республики: национальные пирожки, окунь и сорожка из Большой Кокшаги. «Мы уже как родственники, — говорят булдеевские. — И чуваши живут в Кокшамарах, и марийцы у нас. Раньше ведь эта деревня входила в Чебоксарский уезд». «Все живое здесь, настоящее, от души», — отзываются о ярмарке гости из Кокшамар.
Перед русской избой — экспозицией поселка Опытный — играли в необычную игру: девушка в сарафане, встав обеими ногами на деревяшки на веревках, пыталась сделать шаги. «Это такая старинная вятская забава — бег на пеньках, — говорит артистка ансамбля «Русская душа» из города Зуевка Кировской области, с которым поселок Опытный также имеет богатые культурные связи.
А еще ярмарка — это, конечно, радость для детей. Для них здесь возвели высоченные деревянные качели, где можно было кататься всей гурьбой, а среди современных батутов нашлось место и традиционной деревянной карусели. Без нее ярмарка не ярмарка! Отметили в эти дни лучших тружеников района, а также крепкие семьи Игнатьевых, Васильевых, Шоглевых. Богатой оказалась ярмарка и на спортивные и творческие состязания: на лужайке прошли праздник плавающих свечей и фонарей, различные турниры, фольклорные концерты, фестивали кузнечного искусства и национальной кухни.
Фото Максима Васильева: Огромному количеству участников и гостей ярмарки, ее яркости и долголетию завидуют многие регионы.