СЕМЬ ПЯДЕЙ ВО ЛБУ
– Елена Станиславовна, когда школьник не может решить задачку по математике, это хоть понять можно, но когда он не запоминает или плохо понимает то, что прочитал, не может пересказать прочитанное, и вообще читать не любит – это уже ни в какие ворота не лезет. Отчего такая нелюбовь к чтению у многих школьников?
– Все наше развитие движется от правого полушария – от образов, от «щупанья», к левому – к абстракции. И чем больше у ребенка есть возможность дотрагиваться, щупать что-то, не боясь расстроить маму: «Ой, испачкался! Ой, ножки намочил! Ой, крапива, аккуратно!», тем лучше для его развития. Ко мне приходят дети десяти-двенадцати лет, которых ни разу не жалила крапива. Спрашивается, а где им взять тактильный опыт? Бывает, что ученики средних классов не могут определить, что гуще: молоко или сметана. Они не понимают, что такое зыбучие пески, и что означает «поглотила пучина». Я у бабушки поливала грядки так, что стоило на них наступить, как нога проваливалась в землю. Я приходила в школу, слышала «зыбучие пески». И мое правое полушарие доставало информацию об этих конкретных грядках, куда по пояс провалиться можно, возникал образ болота, трясины, зыбучих песков. Эта информация перебрасывалась в левое полушарие – и абстракция «поглотила пучина» возникала. Так во время игры появляется главный навык опосредования информации, чтобы потом «Х», тангенс, гипотенуза – все эти абстракции были понятны.
Когда люди шутят «бедное детство, деревянные игрушки» – они смеются не над тем. На самом деле, чем больше игрушек, тем хуже. Простой карандаш может быть копьем, дротиком, шприцом, штурвалом, а когда у ребенка все это есть отдельно, то ему фантазию напрягать не надо. Поэтому и навыков абстрактно мыслить от него потом не ждите. Ребенок не сможет работать с системой «плюс», «минус», «разделить», «возвести в степень» или «извлечь корень». У нас развитие всегда идет от простых предметов к сложным. От конкретных предметов – к абстрактным понятиям. Если я могу представить что угодно, то мне легко представить, что Х=36.
– А чтение литературы к этому как привязано?
– Напрямую! Благодаря навыку преобразования информации у человека, когда он читает книги, словесное описание превращается в картинку. Люди, приученные читать литературу, очень часто не могут вспомнить: они книгу читали или фильм, снятый по этой книге, смотрели, потому что в их воображении герои оживают, они страдают, любят, воюют, ведут расследования. Иногда эти образы даже ярче, чем игра актеров, и люди расстраиваются, посмотрев фильм: впечатление от книги было сильнее. А вот те дети, у которых не было возможности до четырех лет набрать тактильный опыт, возможности получать удовольствие от литературы лишены. Они не любят читать, потому что у них картинка не складывается, у них фантазия не развилась.
– А можно ли как-то нагнать это отставание, ликвидировать пробелы в старшем возрасте, если до четырех лет не получилось?
– Все, что психика не может переработать, становится чертой характера. Возьмем брезгливость. Она появляется у людей со слабым типом нервной деятельности. Женщина носит носки, кольца, браслеты, шарфы – и она не чувствует их, потому что эта информация второстепенная, и мозг ее блокирует. А если нервная система слабая, все это начинает на нее давить, раздражать, ей хочется снять с себя эту тяжесть. Ей сложно работать в коллективе, возникают разные проблемы с пользованием общественных мест. Взрослому человеку для восполнения пробелов придется преодолевать психологический барьер, у него уже сложились установки. Вот одна из них – летит пух тополя, теперь я заболею, у меня аллергия. Парадокс: никакой аллергии на пух тополя нет, а реакция – вот она! Это проявляется так называемая психосоматика.
В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ
Просто о сложном
Нередко дети просто не понимают материала, который им объясняли в школе. Родители могут помочь в таком случае. Например, доступно объяснить такое сложное явление, как диффузия, прямо на кухне.
Сложно: Диффузия – это взаимное проникновение соприкасающихся веществ друг в друга вследствие теплового движения частиц вещества.
Просто: Запахло жареным мясом – это молекулы нагретого белка долго менялись местами с молекулами кислорода и достигли носа, произошла диффузия. Молоко налили в прозрачный стакан с кофе, наблюдаем эту самую диффузию. Кладем свежие огурцы в соленую воду и через несколько дней получаем соленые огурцы – и все благодаря диффузии.
У ребенка все проще, у него еще психика подвижная, гибкая, поэтому упущенное наверстать проще: все трогать, нюхать, пробовать. Вот сосулька: она холодная, сухая, шершавая, а подер-жишь ее в руке, она уже мокрая, гладкая и скользкая. Оптимальный вариант – приготовление пищи: тесто жидковатое, надо добавить муки. Ребенок видит, как вещества взаимодействуют, как меняется структура. Заодно ему можно объяснить многие абстрактные вещи, например, диффузию. Поэтому, когда у второклассника квадратные глаза при вопросе, что гуще, компот или кисель, то надо срочно принимать меры, помогая ему набрать конкретный опыт. Потому что нет представления – нет понятия.
Современные дети, к удивлению родителей, не знают очень многих элементарных вещей. А ведь это сами родители норовят с младенчества развивать ребенку не правое, а левое полушарие: в два года учим буквы, в три читаем, в четыре знаем таблицу умножения. И в детском саду часто не лучше: ребенку сразу дают карандаши. Зачем? Дайте ему бумагу, пусть он ее рвет, мнет и наблюдает: как из одного большого целого листа получается множество маленьких, как из плоского – объемное. Дайте ему пластилин, чтобы мял в ручках, ощущал, как тот нагревается и становится пластичным. Может быть, покажется смешным, но детям полезно даже гадание на ромашке – любит, не любит: там ведь каждый лепесток по очереди оторвать надо. Поэтому, общаясь с детьми, помните – чтобы развить лобные доли, надо идти от простого к сложному. Недаром наши предки говорили – семь пядей во лбу!
Отклики с сайта «СЧ» на статью «Лего» детям не игрушки?»
(«Семейный клуб» от 14.07.2016 г.)Вера: А еще хорошо бы про раннее развитие написали. А то сейчас на этом столько денег делают, а результаты бывают очень плачевные. В начальных классах детки умненькие, все на лету схватывают, а чуть подрастут, и из троек не вылазят. И где оно, это раннее развитие? По-моему, тут не о детях думают, как с «Лего», а совсем другие цели ставят.
Ольга: Часто общаюсь с мамой, которая замучилась со своей десятилетней дочкой. Девочка учится исключительно на «два» по всем основным предметам, к психологам обращались, к репетиторам обращались, результат – нулевой. Ни в один кружок ходить не хочет, потому что не интересно. Лет с трех бабушка водила по всяким развивающим студиям.