Из истории базировавшегося в Чебоксарах 8-го запасного телеграфного полка

ОТЗОВИСЬ, «НЕЗАБУДКА»!

Начало в номере от 15 июля 2016 года

НА ЧЕМ РАБОТАЛИ СВЯЗИСТЫ

Если азбука Морзе и аппараты для передачи текста с ее помощью нам неплохо известны, то аппараты СТ и Бодо знакомы лишь специалистам.
Так называемые стартстопные аппараты Бодо (по имени французского изобретателя Жана Бодо) для передачи сигналов использовали время пауз между точками и тире, что давало возможность передавать одновременно несколько телеграмм.
Несомненным преимуществом было то, что получение информации происходило в буквенном виде, текст печатался на ленте и приклеивался на бумаге. Двукратные аппараты Бодо позволяли добиваться скорости передачи до 760 знаков в минуту на расстояние до 600-800 км. При использовании специального коммутатора по одной линии могли работать до шести и более телеграфистов.
От бодистов требовались сноровка и скорость в работе – клавиш было только 5, но для печати нужно было использовать обе руки, два пальца на левой руке и три – на правой, их комбинации требовалось нажимать быстро и одновременно. Аппарат Бодо был громоздким, но позволял оперативно передавать большие (по тем временам) массивы информации, что было крайне важно для управления войсками.
Стартстопный аппарат СТ-35 – изобретение советских конструкторов – был достаточно компактным (наподобие пишущей машинки) и простым в эксплуатации, требовал от эстиста лишь умения быстро печатать на машинке, позволял передавать информацию со скоростью до 1100 слов в час и на дальность до 200-300 км, что позволяло массово использовать аппарат для связи между штабами армий и фронтов.

СВЯЗЬ – САМОЕ ЦЕННОЕ НА ФРОНТЕ

Связисты на фронте были настолько ценны, что они даже спать ложились в разных, удаленных друг от друга, землянках – чтобы при артобстреле или бомбежке не убило всех сразу, чтобы узлы связи штабов могли бесперебойно работать.
Сотни и сотни воспитанников полка за свои боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной получили высокие правительственные награды. Эту страницу истории мы только начинаем исследовать.

ПОЛК ЖИЛ ЯРКО

8-й телеграфной полк не только занимался боевой подготовкой, но и старался использовать каждую, пусть не частую, но свободную минуту.
Был даже свой джаз-оркестр. Руководивший им мл. воентехник Косцов заслужил благодарность в приказе по полку. Кстати, в 8-м телеграфном полку работал и композитор Виктор В 8-м телеграфном полку работал и композитор Виктор Ходяшев – по вольному найму, на должности музыканта с окладом 500 руб.Ходяшев. Он был принят по вольному найму на должность музыканта с окладом 500 руб. с 22 июля 1942 г.
Для воспитания курсантов широко использовалась стенная печать. Практически каждая рота имела свою газету. Например, у 1-й роты 1-го батальона была стенгазета «Бодист» (редактор мл. сержант Чернов), у 2-й – «Курсант» (редактор Сергиенко), у 1-й роты 2-го батальона – «За Победу» (редактор мл. сержант Сергиенко), у 1-й роты 3-го батальона – «За отличную связь» (редактор Румянцев). На их страницах отражалась, возможно, и наивная, с нашей сегодняшней точки зрения, но непоколебимая вера в Победу…

ПОЛК СЕГОДНЯ

Чебоксарцам наверняка будет приятно узнать, что 8-й телеграфный полк не исчез в глубинах истории, он практически существует!
После передислокации из Чебоксар полк получил наименование «8-й учебный телеграфно-телефонный полк». На его базе в 1957 г. в Строгино, позднее в поселке Химки, был создан 14-й ордена Красной Звезды полевой узел связи (ПУС) Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для большей достоверности публикации процитируем центральный печатный орган Министерства обороны РФ – газету «Красная звезда» от 14 июля 2004 г. Из статьи «Водопад» вызывает Москву»:
«Позывные, принадлежащие полевому ордена Красной Звезды узлу связи Генерального штаба ВС РФ, известны практически каждой воинской части, выезжающей на командно-штабные учения. Именно на этот ПУС возлагается задача по обеспечению бесперебойной и качественной связью высшего военного руководства с частями и подразделениями в полевых условиях. Словом, ПУС ГШ – один из важнейших нервов Вооруженных Сил страны, без которого немыслимо управление войсками как в мирное, так и в военное время.
А начинался он с 8-го отдельного Западного телефонного полка МВО (опечатка – должно быть «запасного телеграфного». – Прим. авт.), сформированного в суровом 1942-м на базе двух телеграфных батальонов первого запасного полка связи. Подготовка младшего комсостава и связистов для фронта велась ускоренными темпами. Учеба была напряженной. Занятия проходили на открытых площадках с утра до ночи. Только за 1942 год были подготовлены более двух тысяч связистов различного профиля.
Новое место прописки полк получил в конце 1943-го, переехав из Чебоксар в Калинин (ныне Тверь). Во время Великой Отечественной войны часть хотя и не принимала непосредственного участия в боевых действиях, тем не менее около 700 ее воспитанников были награждены орденами и медалями.
Плац воинской части в г. Муром.А вот боевое крещение полк получил уже в мирное время. В 1954 году личный состав выехал на Тоцкий полигон для участия в опытно-показательном корпусном учении с реальным применением ядерного оружия. Свое нынешнее пристанище часть обрела в 1957 году, перебазировавшись из Калинина в Подмосковье. А в 1962-м, согласно директиве ГШ ВС СССР, получила свое нынешнее название – ПУС ГШ».
По итогам учений «Запад-2009» были объединены 138-й отдельный Львовско-Берлинский ордена Красной Звезды полк связи ВГК (в/ч 59802) и 14-й ПУС Генштаба ВС РФ (в/ч 59802). С 14 июня 2012 г. ПУС ГШ РФ ликвидирован. Новая воинская часть под номером 25801-14 стала дислоцироваться на месте 138-го полка в городе Муром Владимирской области – совсем рядом с городом первоначального формирования подразделения – с Чебоксарами. Ее нетрудно найти в Муроме – она находится на улице Трудовой, 45.

С НАСЛЕДНИКАМИ ПОЛКА НАДО ДРУЖИТЬ

Пока не удалось наладить связь с руководством в/ч 25801-14, выяснить, есть ли среди военнослужащих части уроженцы Чувашии, как им служится.
Но сам факт продолжения традиций 8-го запасного телеграфного полка в повседневной жизни личного состава в/ч 25801-14 дает нам возможность обратиться к командованию части с предложением направлять служить в ней призывников из Чувашии (например, там могли бы служить выпускники Чебоксарского техникума связи и информатики), организовать экскурсионные поездки допризывников в Муром с посещением воинской части, приглашать ее представителей в гости в республику – на День города Чебоксары, День республики, в ходе месячника оборонно-массовой и спортивной работы.
И, несомненно, День военного связиста 20 октября, день формирования полка 3 марта должны для нашей республики стать поводом для проведения посвященных им мероприятий.

Окончание в следующих номерах.

Воспоминания курсантов 8-го запасного телеграфного полка

Нина Александровна ТЕЛЕШОВА (Гуляева), проживает в селе Аксубаево Республики Татарстан:
«В Чебоксарах нас встретили хорошо. Мы сразу сфотографировались. Командир роты у нас был хороший, как отец для нас. Он был с Украины, бывший учитель, ему было, наверное, лет сорок уже. Я с ним воевала до 1944-го года. Очень трудно было учиться. Три пальца и два пальца. Если ты задержишь один палец, без слез не обходилось, мы плакали. Кроме учебы – строевая. Ночью – «В ружье!» Надо за две минуты встать, одеться, винтовку взять и встать в строй. 12 часов ночи – и строевая. Женщины чебоксарские потом говорили: «Ну, девчонки, ходите красиво». Дважды приглашали на встречи ветеранов полка, но у меня такие обстоятельства были, что я не поехала. Помню своих. С Иваново много было, из Горького. Из Чебоксар не было никого. Может, в других батальонах.
…Я сидела за аппаратом Бодо, когда к нам прибыл с Ленинградского фронта сам Жуков. Ему срочно нужно было связаться (в 12 ночи) и вести переговоры с самим Сталиным. После разговора с главнокомандующим Жуков похлопал меня по плечу и спросил: «Как дела дома?», а это было время, когда меня не отпустили на похороны моей мамы. На мой ответ Жуков сказал: «Мужайся! Видишь, что творится кругом!» Похвалил меня за работу: «Молодец! Работаешь хорошо».

Роза Петровна ДОЛГАНОВА, 1924 г.р., уроженка города Шуя Ивановской обл., г. Курск. Ветеран спорта, Почетный динамовец России, кавалер орденов Красной Звезды, Отечественной войны:
«В действующую армию я попала в декабре 1942 года. Мне тогда исполнилось 17 с половиной лет. Правда, прежде чем попасть в 81-й отдельный полк связи, мне пришлось пройти обучение – ускоренные радиокурсы – в школе связистов в городе Чебоксары. У связистов вся информация была зашифрована, открытым текстом мало что передавалось. Все было закодировано. Поэтому я изучала коды, шифровки, азбуку Морзе, училась владеть огнестрельным и холодным оружием. Инструктора в основном были мужчины, казалось бы, могли пожалеть, посочувствовать. Но спуску они нам, девчонкам, не давали. Бывало, гоняют целый день до изнеможения и приговаривают: «Давайте, девочки, на фронте легче будет!» Как в воду глядели. Это я поняла уже в действующей части. А в школе день начинался в шесть часов утра: зарядка, бег, сборка-разборка оружия, стрельба, работа с рацией, политзанятия… И так целый день, с небольшим перерывом на обед. Мне очень помогло то, что я до войны активно занималась спортом. И еще мы все понимали, что обеспечение надежной радиосвязью между частями и штабами действующей армии – залог победы в войне. Цифрового текста нужно было принимать не менее 20 групп в минуту, каждая цифра состояла из коротких и длинных звуковых сигналов: точка и тире. Для непривычного уха это сплошной писк, но мы старались быстро все понимать. А впоследствии освоили и телеграф… Руки до сих пор помнят клавиатуру.
Зимой 1942 года я получила приказ выехать на передовую…»

Вениамин Антонович ЖИЛЬЦОВ, 1925 г.р., уроженец станицы Кумылженской Волгоградской обл., призван в феврале 1943 г., учился в Куйбышевском училище связи в Саратове:
«Проучился я там до июня 1943 года. В связи с тем, что в это время шла подготовка к Курской битве и была острая необходимость в пополнении войск, было принято решение о расформировании тех училищ, которые не имели устоявшейся учебной базы и не находились в местах постоянной дислокации. Курсантов, имеющих боевой опыт, отправили на фронт в действующие войска, а вчерашних школьников направили в Чебоксары, в 8-й отдельный запасной телеграфный полк. Мы тоже рвались на фронт, но приказ есть приказ».

Шумилов Евгений Ведущий рубрики Евгений ШУМИЛОВ,
председатель совета Чувашского регионального отделения ООД «Поисковое движение России»

Опубликовано: 19 июля 2016 г.


Читайте также:

4 Ответы

  1. Помогите узнать про боевой путь деда, Васильева Ивана Васильевича, 1899 года рождения, призывался Шихазанским (ныне Канашским )РВК и отправлен 30 октября 1942 года в Чебоксарский отдельный 8 телеграфный полк связи. Больше ничего не известно, кроме как участник Великой Отечественной войны, был ранен. В 1943 году уволен по ранению.

  2. Мои родители: отец Гордеев Дмитрий Николаевич; мама Гордеева (Бушева) Тамара Михайловна. Служили вместе в 8 ОЗТП. Ушли из жизни рано. Если есть какие сведения о них, буду рад.

  3. Выяснить судьбу солдата можно, но необходимо как минимум знать год и место рождения. В каждом батальоне 8-го запасного телеграфного полка служило и проходило обучение до отправки на фронт по несколько десятков уроженцев Чувашии, в основном девушек. Часть их фамилий нам известна.

  4. Мама: Бушева Тамара Михайловна, родились 13 января 1924 года, в г. Алатыре, Алатырского района, Чувашской АССР. Её отец работал Зам.Наркома труда Чувашской АССР. В мае 1942 года доброволец РККА. С мая 1942 по ноябрь 1944 года служила в 8 отдельном запасном телеграфном полку в званиях: рядовой, мл.сержант, сержант, старшина роты.
    Отец: Гордеев Дмитрий Николаевич, 07 октября 1917 года рождения. был сержантом, старшиной роты. прошёл до конца войны. Имеются фото.

    Мой Е-майл: gid.53@mail.ru ; тел. 8 9028971873. В настоящее время являюсь Председателем Совета ветеранов и выпускников Челябинского высшего танкового командного училища (ЧВТКУ) имени 50-летия Великого Октября, подполковник.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.