Уговорили Сергея Григорьевича Чебослаева по случаю надеть вышитую рубаху. Обычно он к спецовке привык. В ней и в глине вымазаться не страшно, да и от инструмента грязь не пристанет. Пенсионер он, казалось бы, нечего ему на старости лет делать. Но не из лежебок, вот и решил заняться чем-то полезным, в то же время и для души. Говорит, что раньше примерно сорок лет работал лесником, потом в КБО застрял. Теперь так называемыми народными промыслами увлечен. Готов даже лапти плести, да крепкого лыка под рукой нет.
На скатерти он разложил всего понемногу: самодельное топорище, народную «пылевыбивалку», лопатку для помешивания варенья, кисть для побелки стволов яблони. Каждая вещь незамысловатая, но в крестьянском хозяйстве необходимая. В магазине такую мелочовку порой не купишь. Одним словом, спецзаказ.
Хозяин о каждой поделке готов рассказывать часами. Наверное, быстрее ее смастерить, чем пояснения выслушать. На это замечание старик улыбается: «Это только со стороны кажется, что вещь проста в изготовлении. На самом деле надо хорошенько обмозговать, прежде чем инструмент в руки возьмешь». Все поделки Сергей Григорьевич выставил на продажу. Например, за топорище спрашивает 30 рублей. Но если хорошо попросить, то уступит. Он радуется, если вещь уходит в руки хозяйственного человека.
Здешний он, из Карамышева. Восемьдесят лет ему уже на днях стукнет. Живет вдвоем с бабушкой. И полжизни печи кладет. Профессионал, получается, по-нынешнему понятию. В 1954 году из армии пришел. Дома радость, а печка дымит, никак ужин не приготовить. Вместе с мамой он по утру отправился готовить сырец. Слепили 750 штук кирпича. Кое-как обожгли. Отцовскую печь решился разломать только потому, что как раз соседский дед печь заново клал. Напросился подсмотреть. Потом и у себя сложил. Большую, по всем правилам, русскую печь. И пошло-поехало. Потом в школе всем круглые печки ставил.
Слава разнеслась. Пригласили печником в ВДПО. Была такая организация – Всесоюзное добровольное пожарное общество. В Карамышеве более двухсот печей сладил. В соседних Карачеве и Байгулове – в каждой деревне Козловского района по-хорошему наследил. Приглашали на калым в Аликово и Янтиково. Никому не отказывал. Даже зятю в Красных Четаях печь подарил.
Уверяет мастер, что не каждый мужик печь сложит: «Не дано – и все тут. Меня все знают как заядлого печника. В некоторых домах по два-три раза печи клал. И она, голубушка, как человек стареет. На 20–25 лет гарантию даю, что не задымит. Но лучше не тянуть из нее все соки, лет через 15 профилактику сделать. Да и в противопожарном отношении это важно. Сейчас на газовое отопление перешли в основном. Кто-то ломает печь за ненадобностью, мол, много места занимает. Но большинство хозяек, как встарь, держатся за печи. Как же без них? И пироги не так духовиты, и согреться где еще, как не на жарких кирпичах?»
Сергей Григорьевич недавно увлекся и изготовлением корыт для рубки картошки для начинки к чувашскому хуплу. 27 корыт выдолбил и остановился. Оказывается, нужных заготовок днем с огнем не сыщешь. Береза нынче в основном сучковатая, для выделки непригодная. А спрос на означенную вещь в крестьянском хозяйстве не падает. Чувашские женщины, слава богу, не разучились печь пироги. Знакомые упрашивают старика, но тот лишь руками разводит.
Но не все так уныло. Недавно он договорился со знакомым пилорамщиком из Канаша. Попросил оставлять здоровые березовые чурки. Как друг позвонит, так Чебослаев и помчится за заготовками на перекладных. В его годы еще много полезного для людей можно сделать.
Опубликовано: 27 августа 2009 г.
Читайте также:
В Чувашии подвели итоги конкурса среди ремесленников
26 ноября в республике впервые отметят День чувашской вышивки
Чувашские лапти — культурное наследие Саратовской области
Сувениры рождаются на глазах у зрителей
Добро и радость в одной копилке
В Чебоксары приехали мастера со всей России
Участники конкурса «Живи, узор чувашский!» нитями «писали» благословения для воинов
Чувашские сувениры пришлись по душе москвичам