ОНКОЛОГИЯ – ЕЩЕ НЕ ПРИГОВОР. С ЭТИМ МОЖНО БОРОТЬСЯ
Онкологические заболевания как комета – ядро серьезных проблем, за которым вьется огромный хвост мифов, слухов, и, самое главное, страхов. Практически у каждого из нас есть знакомые, которые погибли от рака, а сколько при этом вокруг справившихся с этой болезнью, мы не считаем. Просто потому, что часто даже не знаем об этом тяжелом эпизоде из их жизни. Мало кто готов делиться подробностями не самых лучших лет, проведенных в отчаянной борьбе с недугом. Страх болезни так велик, что ему подвержены даже врачи.
ПО КАКУЮ СТОРОНУ БАРРИКАДЫ?
Недавно моя знакомая пришла к доктору, чтобы оформить санаторно-курортную карту: решила съездить в санаторий. Чтобы все было правильно заполнено, она честно призналась, что некоторые процедуры ей противопоказаны, потому что когда-то болела меланомой. На что доктор, удивленно посмотрев на пациентку, простодушно спросила: «И вы до сих пор живы? При меланоме не выживают, это очень злокачественная форма рака! Наверное, ошиблись с диагнозом».
Вот так в одно мгновение врач перечеркнула усилия десятков чебоксарских и московских врачей-онкологов, химиотерапевтов, хирургов, мужество самой женщины и усилия всей ее дружной семьи. Женщина хотела посмеяться, но, подумав, прочитала лекцию доктору о том, что одна ее фраза может просто убить робкого пациента, который только что вернулся к жизни.
Есть интересное наблюдение: инсульты и инфаркты уносят не меньше жизней, чем рак, но при сердечно-сосудистых заболеваниях люди начинают активно бороться за жизнь, вспоминают о здоровом образе жизни и выполняют рекомендации врачей. При подозрении на онкологию, многие заранее отказываются от сопротивления. Причин этому много, самая главная – наша убежденность, что рак не лечится.
Недавно прошедший в Республиканском онкодиспансере I Межрегиональный медико-пациентский форум «Вместе мы сможем!» – одна из форм борьбы с онкозаболеваниями. Медики, ученые и больные должны стоять по одну сторону баррикад, выстроенных в войне с онкологией.
Общение врачей и пациентов обозначило болевые точки: самая большая проблема – психологическая составляющая. Она точно определяет, насколько профессионально решаются остальные вопросы, в том числе и медицинские. Возможности диагностики опухолевых процессов на ранних стадиях и их лечения сегодня сильно продвинулись, но при этом число пациентов с запущенными формами рака, когда лечиться нужно долго, и это очень затратно во всех смыслах, не уменьшается.
Смертность от злокачественных заболеваний в республике находится на третьем месте. «Онконастороженность» у врачей все еще низкая, а желание людей прийти к доктору, чтобы вовремя обнаружить рак и начать лечение, не выдерживает никакой критики. Люди сдаются, даже не начав борьбу за свою жизнь: это трудный путь, и успех, увы, не всегда гарантирован. Тем интереснее знакомиться с храбрецами, которые решились постоять за себя и свое будущее.
ПОДДЕРЖАТЬ НЕЛЬЗЯ ВЫЧЕРКНУТЬ
Когда Надежда узнала о диагнозе, первая мысль, которая ее посетила: «А как же дети?..» Были шок, растерянность, страх – и за себя, и за троих детей, поднимать которых придется мужу в одиночку. С этим она смириться не могла. Ей повезло, что муж в это безумно тяжелое время стал самым главным в ее жизни другом: записывал все рекомендации врачей, возил ее на анализы и процедуры, подстроив свой рабочий график под расписание больницы.
В один из моментов полного отчаяния Надежда поняла, что ей надо занять руки и голову, чтобы научиться отвлекаться от болезни: слишком много сил уходило на мрачные мысли. Она нашла курсы лепки из полимерной глины, и записалась на них. Отвлекаться было трудно, тягостные мысли крутились постоянно и не желали отступать. Но вдруг у нее стали получаться цветы, похожие на настоящие.
И она осознала, что в минуты, когда из бесформенного материала в ладонях зарождается жизнь, можно быть счастливой. Счастливой, не смотря на болезнь и неясную перспективу. Она стала относиться к недугу, как к злому гостю, которого нечего баловать своим вниманием, тратить на него силы: пусть подождет, когда она занята. За год, проведенный в лечебном процессе, жизнь ее сильно изменилась. Нечаянное хобби стало практически профессией, теперь Надежда учит лепке других, в том числе дает мастер-классы больным в онкодиспансере. Испытания укрепили семью, в ней появилась особенно теплая атмосфера, а вот с некоторыми друзьями и подругами не заладилось.
«Многие мои подруги просто куда-то пропали, – признается Надежда. – Некоторые даже звонить перестали, словно списали меня со счета. Зато на тех, кто остался – можно положиться во всем. Конечно, было очень обидно, терять всегда трудно».
К разговору присоединяется еще одна из участниц форума:
– Надя нам очень помогла, когда проводила мастер-класс по лепке. Во время болезни очень сложно отвлечься от переживаний – они поглощают тебя полностью. А когда лепишь цветы, фигурки, теплый материал расплывается в ладонях и приходит ощущение, что жизнь продолжается. Главное, что тебе нужно – зацепиться за это чувство и следовать не за переживаниями, а за жизнью. Многие знакомые, друзья и даже родственники прекращают с тобой общаться, как будто заранее вычеркивают тебя из жизни. Коллеги, когда я появлялась на работе, просто замолкали, как будто в кабинет вошел живой покойник. Мне требовалось много усилий, чтобы начать общаться как обычно. И родственники… Мой свекр перестал приходить к нам в гости и запретил приходить к себе. Он почему-то думает, что рак – это заразно и переубедить его не удалось. Даже с внуками перестал общаться, вдруг они переносчики болезни. Я плакала навзрыд, и это тоже надо было пережить. К счастью, меня не оставил муж, а бывает, что женщины оказываются в полном одиночестве, без какой-либо поддержки. Таким особенно тяжело. Во время лечения бывают моменты, когда физически нет сил ни на что, даже чашку с водой взять в руки невозможно. А ведь еще и за детьми надо следить, уроки делать, стирать, готовить. И если нет помощи, это ужасно.
КУДА ДЕТЬ ЭМОЦИИ?
– Усилий от самих пациентов и их родных требуется очень много, диагноз нередко приводит к эмоциональной катастрофе, – говорит главный психотерапевт республики Елена Калинина. Главный нарколог Чувашии Ирина Булыгина с ней согласна.
Первое, что испытывает человек, узнавший о своем диагнозе – это шок. Люди начинают обвинять в болезни себя, близких, обстановку. Через какое-то время у них возникает «понимание», что диагноз ошибочный, они могут отказаться от лечения и обратиться за помощью к гадалкам и экстрасенсам. Говорить, что теряется время, когда каждая минута на вес жизни, наверное, излишне. Следующий этап – агрессия, «под раздачу» попадают и врачи, и родные. Одни плохо лечат, другие мало обращают внимания. И последнее – это депрессия, когда больные отчаиваются. Они начинают убеждать себя, что все равно умрут, у них пропадает желание жить.
Пройти все эти этапы без больших потерь помогает помощь психологов, причем не только больному, но и членам семьи. Большинство из нас не умеет сочувствовать, многие просто не научены сопереживать. А в семьях, где не приняты «телячьи нежности»: поглаживания, объятия, поцелуи, больному особенно тяжело. В нашей культуре не заложено обсуждение вопросов жизни и смерти с больными родственниками. Близкие больного не знают, как себя вести с ним, как разговаривать. Они боятся радоваться жизни, получать от нее удовольствие, потому что рядом – «приговоренный». И каково приходится человеку, еще живому, видеть вокруг себя сплошь скорбные физиономии? Не лучше и там, где все в искусственно приподнятом состоянии, постоянно шутят – потому что фальшь при такой браваде видна со стороны и, конечно же, раздражает.
Медицинский психолог центра психологической поддержки онкодиспансера «Ради жизни» Анна Андреева рассказывает, что они учат пациентов и их родных общению во время болезни. Это помогает одним принимать помощь от здоровых, а другим – не испытывать чувства вины за недуг родственника.
– Люди должны знать, что никакого сокращения программ мы не планируем, – говорит заместитель главного врача онкодиспансера Лидия Воропаева. – Самое главное, надо, чтобы они приходили к нам вовремя, когда шансы вылечиться очень высоки.
ОТ РЕДАКЦИИ
Мы затронули только одну очень малую часть проблемы. Приглашаем к разговору наших читателей, которые могут рассказать о своем опыте борьбы с онкологией или проблемах, с которыми они столкнулись во время болезни – своей или своих близких. Пишите: neroly@mail.ru
Врезка: Инсульты и инфаркты уносят не меньше жизней, чем рак, но при сердечно-сосудистых заболеваниях люди начинают активно бороться за жизнь, вспоминают о здоровом образе жизни и выполняют рекомендации врачей. При подозрении же на онкологию, многие заранее отказываются от сопротивления. Причин этому много, но самая главная – убежденность, что рак не лечится.
Подпись к снимку:
? В борьбе с тяжелой болезнью очень важна поддержка близких людей. Фото с сайта topic.lt