КАК НАМ СПРАВИТЬСЯ С ТЕНЕВЫМ АЛКОГОЛЬНЫМ РЫНКОМ?
Многолетняя практика показывает, что оградить народ от пьянства – задача весьма нелегкая. Желающих «принять на грудь» у нас и сегодня с лихвой. Между тем на алкогольном рынке республики орудуют нелегалы, готовые за прибыль травить людей.
Контрафакт везут машинами
По информации министра внутренних дел по Чувашии Сергея Семенова, в прошлом году число выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом алкоголя, возросло в четыре раза и составило 1212. В суд направлены уголовные дела по 105 фактам. Пресечена деятельность трех организованных преступных групп, уличенных в изготовлении, транспортировке и реализации нелегального алкоголя. Полицейские задержали 30 машин, в общей сложности перевозивших более 1000 литров спиртосодержащей жидкости без соответствующих документов. Всего за год изъято из незаконного оборота без малого 70 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Этой информацией министр поделился на заседании Координационного совещания при Главе республики. Дабы усилить противодействие нелегальному обороту алкоголя, в феврале между МВД, Мин-экономразвития и Торгово-промышленной палатой заключено соглашение о взаимном сотрудничестве. Оно предусматривает обмен информацией, участие специалистов в проведении экспертиз на предмет качества алкоголя, совместные действия по выявлению контрафактной продукции.
Безусловно, смысл в этом есть. По данным руководителя Минэкономразвития Владимира Аврелькина, около 30 процентов продаваемой алкогольной продукции имеют признаки подделки акцизных марок, каждая пятая бутылка поступает по торговым каналам, не контролируемым проверяющими органами.
Из пушки по воробьям?
Прошелся министр и по оптовым организациям, имеющим лицензии на закупку, хранение и поставку алкоголя в республику. Он назвал три организации, которые подозреваются в использовании поддельных акцизных марок (экспертная проверка еще не закончилась). Одной из самых крупных досталось конкретно – Аврелькин поведал о «беспрецедентном случае», связанном с этой оптовой компанией.
– Мы в январе проинформировали МВД о том, что это общество продает алкоголь с марками, имеющими признаки подделки. В частности, в Цивильске в магазине была выявлена такая водка. Сотрудники ОБЭП провели розыскные работы на складах ООО и, как мне известно, ничего там не нашли. А затем в одном из магазинов Мариинского Посада была изъята такая же продукция, поставленная этим же обществом 24 февраля.
Руководитель указанной компании, которому предложил высказаться Глава Чувашии Михаил Игнатьев, похоже, не очень расстроился по поводу нелестных речей Аврелькина. Три организации, о которых идет речь, на 80 процентов сертифицируют свою продукцию, сказал он. И добавил, что выпады против них «больше похожи на пушечный выстрел по воробьям». Нужно, мол, бороться не с этими компаниями, а с самым криминальным алкогольным рынком, который сегодня занимает в Чувашии 20 процентов.
Гендиректор даже растолковал, что собой представляет этот рынок. «20 процентов – это 650 тысяч бутылок, так скажем, нелегального алкоголя без документов, поставляемых в Новочебоксарск и Чебоксары, и 350 тысяч бутылок, поставляемых в районы из соседних республик». Реализация такого количества алкоголя невозможна без серьезной организационной структуры, где четко налажены бизнес-процессы, каналы сбыта, имеется «административный ресурс». С его слов, в каждом районе есть деревни, где такой алкоголь продается по 50 рублей за бутылку. И он, естественно, не проходит сертификацию.
Остановить «нелегальный паровоз»
– И что вы предлагаете? – поинтересовался Глава республики. – Это ваш бизнес.
Гендиректор ответил, что Чувашия – это срез федерального алкогольного рынка в целом. А с нелегалами надо бороться с привлечением органов местного самоуправления. И не выдавать лицензии тем, кто уже был уличен в нарушениях. Сегодня они прячутся под другими названиями и продолжают работать. Хотя все эти торговые точки на слуху. Вообще руководитель оптовой компании считает, что «алкогольный бизнес подобен паровозу, с него невозможно соскочить».
Доля контрафактной продукции будет расти с учетом повышения цен на спиртное, почти уверен представитель ассоциации участников алкогольного рынка при Торгово-промышленной палате республики. Он полагает, что к этой проблеме надо подключить СМИ, «чтобы формировать общественное мнение по поводу ситуации на рынке». А в каждой торговой точке установить информационный стенд с образцами акцизных марок.
Глава республики рекомендовал собирать более доказательную базу, чтобы решить вопрос с аннулированием лицензий организаций, допускающих серьезные правонарушения. И более тщательно проверять и перепроверять «родословную» претендентов на лицензии, чтобы нарушители не имели возможности вновь торговать под маской другой фирмы.
Вместо «фанфуриков» – салфетки
Ужесточить контрмеры необходимо, поскольку сегодня вопросы алкоголизации населения выходят чуть ли не на первый план, заострил внимание Михаил Игнатьев. В прошлом году зафиксировано 142 смерти после употребления спиртосодержащей продукции, включая пресловутые «фанфурики».
Проблема «фанфуриков» имеет место, согласилась руководитель Минздравсоцразвития Алла Самойлова. Но при этом подчеркнула, что они занимают мизерную долю в общем объеме проданного спиртного. Министр полагает, что сегодня от продажи флаконов со спиртосодержащей жидкостью отказаться можно совершенно спокойно, «только нужно общественное движение». Например, тот же асептолин заменить продажей спиртовых салфеток может каждая аптека. И это не нанесет ей никакого экономического ущерба.
При этом Алла Самойлова порадовала участников заседания, отметив, что «наши общие усилия дают результаты». По итогам прошлого года количество отравлений граждан спиртосодержащей продукцией сократилось на 15 процентов, смертность от отравлений – на 50, и на 40 процентов уменьшилось число людей, доставленных в лечебные учреждения в состоянии алкогольного опьянения.