Помнится, дикий всплеск эмоций накатывал в полумраке узких залов краеведческого музея, ютившегося в церковном храме в Чебоксарах. Нам, мальчишкам поколения 50-х, не жаль было пятаков, чтобы заблудиться в пыльных закутках экспозиций с чучелами местных животных. Конечно, медведи и лоси впечатляли. Однако верхом блаженства было тайком дотронуться до щетинистого бока редкого экспоната – громадной хавроньи. Говорили, точно такая рекордсменка красовалась на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве еще перед войной.
Этим августом, когда после реконструкции в национальном музее, наконец-то, открылся просторный и светлый зал природы с живой рыбой в аквариумах, привычного чучела свиньи там уже не было. Неужели моль съела, пока экспозиция была на хранении в фондах?
«Какая моль, да подавится она, ведь в экспонате все 420 килограммов опилок и кожи, – шутя, уверяет Августина Степанова, начальник научно-экспозиционного отдела. Затем, извинившись, что не знает всех секретов изготовления чучел, добавляет: – Их обязательно обрабатывают специальными порошками и растворами, чтобы моль не побила».
Оказывается, по тематике былая гордость Чувашии нынче не подходит в отдел природы. Раньше знаменитая хрюшка выставлялась в отделе советского периода как выдающееся достижение в животноводстве. И это действительно так и было. Историки о 20-х годах минувшего века пишут, что в республике «беспородный крестьянский скот был мелкорослым и малопродуктивным. Например, высота чувашских лошадей в холке составляла около 127 см, весили они до 16 пудов. Средний живой вес коров был 12 пудов, а взрослые свиньи весили всего 1,5-2 пуда». Еще один исторический факт – в 1935 году на опытной станции в Цивильске были начаты первые работы по скрещиванию местной черномастной свиньи с крупной белой породой. Результат был ошеломляющий: якобы груда мяса и сала потянула на все 4 центнера.
Любопытно, что численность свиней цивильской породной группы, например, в 1964-м – в год ухода с поста Никиты Хрущева – доросла до 41 тыс. голов. Из официальной статистики известно, что рекордистом в 1986 году была признана свиноматка Ула 296, принадлежащая Чувашской сельскохозяйственной опытной станции, которая в возрасте 48 месяцев имела живую массу 240 кг, длину туловища – 165 см. Всего же, уточнили в сельхозакадемии, генеалогическую структуру цивильской породной группы составляют 11 линий хряков и 21 семейство свиноматок. А в 1998 году цивильская порода включена в Государственный реестр селекционных достижений как редкая и ценная для селекционных целей.
Жаль, конечно, что никаких записей о происхождении экспоната не сохранилось. Кто-то вспомнил лишь музейную табличку. На ней якобы было указано, что чучело представляет двухлетнего борова живым весом 451 килограмм. И этот чудо-хряк действительно экспонировался в Москве. Кстати, почти полвека назад, 16 июня 1959 года, Всесоюзная сельскохозяйственная выставка слилась с промышленной и стала называться ВДНХ. Когда-то там, вспоминают колхозники-ударники, женщины в ситцевых косынках каждое утро драили до блеска пятьсот свиней тридцати пород. Нашлось там место и для диковинного поросячьего семейства из Чувашии.
Кстати, безымянное чучело хряка – очень тяжелая штука. Музейные работники с трудом его перетаскивают. А сейчас даже закрыли в лифтовой, подальше от глаз. В последний раз свин выставлялся в год Свиньи. Дети толпились вокруг него. Неужели следующего одноименного года ждать? В музее успокоили. Хотя в данное время и не будет выставляться, но на отдельных выставках, возможно. Например, полюбилась детворе передвижная экспозиция «В гостях у сказки». В Козловке туристы-американцы охотно позировали перед объективом в «объятиях» чучела медведя. Почему бы и свинью по случаю не подложить?
Старшее поколение помнит свою народную любимицу. Зачем экспонат увязывать с идеологической подоплекой? На нем можно просто зарабатывать деньги.
Опубликовано: 21 ноября 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики
вот так и в газете порой работают чучела журналистов…
нельзя что ли о нормальной человеческой свинье написать? вот их свколько ездит на бмв ауди
Хороший такой хряк, аж на полтонны.