К охране труда готовы?

Если осовременить советский лозунг «Готов к труду и обороне!», то в него следует добавить фразу «и к охране труда». Производство вроде как совершенствуется, а чрезвычайные происшествия, несчастные случаи на работе все еще весьма живучи.

С РАБОТЫ НЕ ПРИШЕЛ…

Две недели назад на одном из чебоксарских предприятий по изготовлению керамики насмерть задавило вагонеткой 51-летнего рабочего. Он с напарником ремонтировал линию, находясь в зоне движения вагонетки. Стояли они к ней спиной, напарник успел отскочить, а его товарища придавило к металлической конструкции, сообщили в Следственном управлении СКР по Чувашии. В ноябре серьезную травму позвоночника получила маркшейдер Порецкого гипсово-ангидритового рудника.
Это только самые «свежие» производственные происшествия, общая статистика куда серьезнее. По данным Минздравсоцразвития, за десять месяцев нынешнего года на производстве пострадали 284 человека, из них 19 погибли, 43 получили тяжелые травмы. И если в целом численность пострадавших к уровню прошлого года уменьшилась на 15 человек, то погибло на 7 больше. Задуматься тут (в который раз…) стоит. В Финляндии с численностью населения 5,4 млн. человек на целый год приходится лишь 17 производственных ЧП со смертельным исходом. Отрадно, правда, что за последние десять лет количество пострадавших и погибших на производстве в Чувашии, по данным Минздравсоцразвития, снизилось вдвое, а уровень травматизма на 1000 работающих – в 1,7 раза.
Человек, получивший травму на производстве, – это не только несчастье в семье. Травматизм – серьезная экономическая проблема, напомнила вице-премьер – глава Минздравсоцразвития А. Самойлова на недавнем впервые состоявшемся республиканском съезде специалистов по охране труда. Травматизм сказывается в итоге на производительности труда, финансовом состоянии предприятия. Если, конечно, человек по собственной неосмотрительности вышел из строя.

ЛЕТУНЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ?

Но зачастую сами работодатели сквозь пальцы смотрят на охрану труда – и без нее, дескать, лавина производственных проблем и расходов… Хотя, если работник даже не прошел обучение правилам безопасности, не проинструктирован, он не может быть допущен к работе. Вряд ли все руководители, положа руку на сердце, могут заверить, что соблюдают это требование.
Прошли времена, когда иных «перетрудившихся» после смены выводили из цеха под руки. Сейчас подобное почти нонсенс. Но, думаете, на производстве совсем перестали пить? Из 19 погибших 9 находились в состоянии опьянения, таковым был и каждый четвертый из получивших тяжелые травмы.
Скажут, как же так безответственно можно относиться к своей работе, не боясь потерять ее из-за появления нетрезвым в цехе, на стройплощадке… Это раньше: выгнали с одного завода – напротив проходная другого, где ждут с распростертыми объятиями. Те времена, похоже, вернулись. Станочников и строительных рабочих катастрофически не хватает, вот и не боятся некоторые в обед «раздавить пузырь», как в старые добрые времена, и полезть потом на кран или запустить станок. Встречаю как-то знакомого из соседнего подъезда, гальваника с одного известного крупного завода. Кисти рук перебинтованы, сжег, говорит, кислотой… Как же, мол, получилось? «Свинья грязи найдет, – щелкнув по кадыку, усмехнулся сосед. – Уволят, на другой завод пойду, не проблема».

СИЛ ДОСТАТОЧНО, ДЕЛО – ЗА ОТДАЧЕЙ

Можно, конечно, иронизировать над столь внушительным названием собрания «охранников» труда, как съезд. Но, думается, не стоит. Всякое корпоративное сообщество вправе серьезно обсуждать проблемы не только свои правовые и профессиональные, но и социально-бытовые. Что и делалось на съезде. Что же касается обсуждения главного вопроса – безопасности производства… На съезде почему-то не было ни одного производственного руководителя, они ограничились делегированием спецов по охране труда. И в этом сквозит второстепенное отношение к ней на предприятиях. Особенно частных, лидирующих по травматизму. По данным зам. руководителя Госинспекции труда в Чувашии Е. Плахова, в ходе только одной проверки на такие субъекты приходится 6 нарушений.
Было время, когда частники не признавали никаких трудовых норм, используя людей чуть ли не на рабских условиях. Сейчас такого стало значительно меньше, но потратиться на создание надлежащих условий безопасности многих по-прежнему жаба душит – авось пронесет… Не мешало бы и руководителям предприятий агропромышленного комплекса побывать на этом съезде. В расчете на одну проверку здесь выявляется до 14 нарушений правил охраны труда.
Недостатка в проверяюще-контролирующих органах в данной сфере нет. Есть Госинспекция труда, отдел охраны труда в Чувашрессовпрофе, там же – технические инспекторы в отраслевых профсоюзах. Имеются республиканский центр охраны труда, ассоциация поставщиков и производителей средств индивидуальной защиты. На съезде избрали еще и координационный совет по охране труда.
В республике действует более 1200 служб охраны труда, в них трудится около полутора тысяч специалистов. Когда-то эти обязанности возлагались либо на совсем негодных работников, либо на проштрафившихся. И сейчас среди «охранников» труда немало по образованию учителей-химиков и даже филологов. Настоящих специалистов даже по всей стране готовят лишь в 2-3 вузах. На съезде ставился вопрос о создании на базе чувашских учебных заведений специальных отделений по подготовке спецов по охране труда. Но глава Минздравсоцразвития поставила идею под сомнение, поскольку на каждом предприятии своя специфика охраны, и подготовить универсалов вряд ли возможно. В резолюции съезда решили ограничиться открытием курсов повышения квалификации таких спецов.
И, конечно, звучала тема зарплаты, которая у охранников труда значительно ниже, чем у тех, кто сутками протирает униформу в подъездах учреждений, а теперь еще – и элитных жилых домов. Спец по охране труда в ином бюджетном учреждении не получает и 6 тысяч рублей. Да, он не выдает каждодневно продукцию. Но если вовремя предупредит ЧП, сэкономит для предприятия, бывает, и миллионы рублей.

Опубликовано: 5 декабря 2012 г.


Читайте также:

3 Ответы

  1. Может для директоров проведете строительных фирм курсы?А то у нас директор стройтреста 3 считает что в морозы можно не актировать простой,а просто не заплатить дни,переработку(свыше 40 часов в неделю в двойном размере),разрядность тоже можно не соблюдать(чернорабочим и спецам платить одинаково),не платить вообще ночные,сварщикам не платить за вредность,почетным донорам никаких выплат и самое главное никому не дать трудового договора,случись что подсунут видимо договор подряда-и на улицу.И что делать с таким социально-безответственным бизнесом?Ну придут может раз в пятилетку инспектора труда ,дальше что?Видимо зайти никак времени не найдут на Ярославскую 76.

  2. Да, актуально! Насчет охраны труда — не то что на стройках и в производственной сфере, но и в конторах — полно нарушений. Не соблюдается нрмативы по освещенности, по уровню загрязения и т.д. Какого-либо специалиста-инспектора по охране труда днем с огнем в конторе не найти! Надо в законодательном порядке сделать так, чтобы присутствие и реальная работа такого специлиста была бы предусмотрена в каждой организации, на каждом предприятии или в каждом учреждении. Пока эта норма действиует только на словах. Вспомните сами — Вы лично ведь тоже при оформлении на работу подписывали какие-то бумажки по охране труда, даже не читая, не то что изучая. А потом сами и возмущаемся беспределом, творящимся в этой важной сфере охраны труда. Законы должы работать!

  3. Ничего не меняется в Чувашии а только хуже становится,одни частные стройки ,а частнику плевать на все,лишь бы прибыль себе в карман.В Подмосковье порой дешевле метр жилья чем у нас ,а зарплаты там в пять раз больше у строителей.Местные уроды просто нагло наживаются не обеспечив никаких условий рабочим.Сплошь и рядом на каждой стройке нарушается Трудовой Кодекс РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.