Третью осень без крыши пропадает старое строение по улице Первомайской, д.12 в Ядрине. Двухэтажный картинного вида особняк пока не растерял свою стать, хотя изрядно пострадал от бригады шабашников, нанятой для сноса дома, и мародеров. Унесли все, что смогли. Парадного крыльца и в помине нет. Сиротливо зияют оконные проемы, гуляет ветер по пустым комнатам. С потолка, промоченного дождями, кусками отваливается штукатурка. Недобрые люди раздували костры на деревянном полу и сожгли парадную лестницу…
КАК ХОРОШО ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
А ровно век назад это было новенькое деревянное здание на улице Набережной, обшитое тесом, с резными наличниками, с большим актовым залом на втором этаже и подвальным помещением во всю площадь здания. Таким дом предстал перед горожанами после основательной перестройки одноэтажного строения.
Известно, что младший из братьев-меценатов Таланцевых, Зиновий Михайлович, поспособствовал открытию в уездном городке четырехклассной женской прогимназии, передав в 1906 году для этой цели свой большой дом. На личные деньги он помог затем преобразовать это учебное заведение. В 1911 году, потратив чуть более 4,5 тысячи рублей, он надстроил второй этаж, где можно было разместить еще 4 класса. Таланцевы также передали гимназии 118 ученических парт, обеспечивали здание дровами.
В Чувашской энциклопедии сообщается, что для учащихся была учреждена специальная стипендия торгового дома «Братья Таланцевы». В 1915 году был открыт восьмой, педагогический класс, после его окончания выпускницы получали профессию домашних учительниц, могли вести обучение в начальных классах. Количество учащихся было непостоянным, традиционно преобладали дети крестьян и мещан. Любопытно, что врачом гимназии с 1911 работал известный земский доктор Константин Волков.
После октябрьской революции в 1918 году гимназия вместе с реальным училищем была преобразована в советскую школу 2-й ступени. Начальные классы остались в этом здании. В 1920-е годы здесь расположился кооперативный техникум и занимал его до 1935 года. Затем дом перешел к городской средней школе № 1. В конце 1970-х в нем располагались музыкальная и художественная школы, преобразованные позже в одну – школу искусств. Почти столетие в этом доме звенели детские голоса.
ВОЗВРАЩЕНИЕ ТАЛАНЦЕВЫХ
В начале октября 2005 года рядом со зданием бывшей женской прогимназии был установлен бюст Зиновия Михайловича. В народе радостно говорили: «В Ядрин вернулись Таланцевы». Ведь чуть раньше в торжественной обстановке в городе были открыты бюсты Михаила Михайловича Таланцева – у Ядринской национальной гимназии и Николая Михайловича – около больницы. Первоначально эти памятники из белого мрамора работы скульптора Владимира Нагорнова предназначались для туристического культурно-исторического комплекса в деревне Выселки Ядринского района на землях, принадлежавших когда-то Таланцевым.
Горячий патриот Ядринского района фермер-новатор Леонид Белов решил сделать родному городу подарок. Уже более десяти лет деньги, заработанные в поле, он вкладывает в увековечение доброго имени меценатов и просветителей, ученых и общественных деятелей купцов Таланцевых. Приобретенные фермером скульптуры были установлены у «мест исторических деяний Таланцевых». Однако вокруг первого памятника разразился скандал. Бюсту Зиновия Михайловича, говорят, грозил переезд. Кому же помешал памятник?
КАК ФЕРМЕР СПАСАЛ ПАМЯТНИК
После того, как из старого здания бывшей женской гимназии выехала школа искусств, оно оказалось невостребованным местной властью. В 1999 году дом продали частному лицу, и с тех пор он стоит не занятый никем. По закону объект культурного наследия может находиться в любой форме собственности.
Леонид Белов пояснил: «Один фермер купил, но не смог расплачиваться по кредиту, задолжал банку, и банк перепродал. Новый хозяин решил снести здание и построить на этом месте якобы многоквартирный дом. И наш бюст уже в эти планы не вписывался. Когда строители начали разбирать крышу деревянного здания, собрались демонтировать и памятник. Спасибо, в последний момент бригадир все-таки решил предупредить меня об этом».
Снос здания приостановили, начали разбираться, кто виноват. По мнению чиновников, покупатель не знал, что приобретает в собственность объект культурного наследия и что за его снос грозит уголовная ответственность. К сожалению, правовая цепочка не сработала. Но утешительного в этом мало: старинный дом-памятник на глазах разрушается.
Кстати, нижегородцы, узнав об этой коллизии, позвонили Леониду Белову и предложили установить бюст перед госуниверситетом имени Н.И. Лобачевского. Ведь Зиновий Михайлович Таланцев в 1916 году был одним из организаторов создания городского народного университета.
ЧТО ИМЕЕМ – НЕ ХРАНИМ
Как приговор звучит заключение одного из районных специалистов по культуре: «Общее состояние здания аварийное. Возрождение объекта возможно только при полной разборке ветхих конструкций и их замене, то есть при сооружении нового здания». Одним памятником меньше?
По мнению Леонида Белова, в данном случае налицо явное нарушение закона об охране памятников истории и культуры.
– Это здание числится в реестре объектов культурного наследия республиканского значения, – напомнил он. – Никто его не списал. Зачем в 2010 самовольно разобрали крышу? Я лично предупреждал администрацию района, что делать этого нельзя. Подключал Минкультуры. У каждой ядринской семьи с этим местом связаны добрая память и немало приятных воспоминаний. Этот памятник вполне можно спасти. Хотя бы на первых порах придать зданию первоначальный вид. Известно, что когда-то оно было одноэтажное. Наверное, в таком виде его и следует восстановить, и все помещения отвести большому музею братьев Таланцевых. Экспонаты можно найти. И содержать дом будет под силу. Если даже новый хозяин выделит под экспозицию всего уголок или пару комнат, и то хорошо…
– Крышу не надо было снимать, – сетует директор художественно-краеведческого музея Рудольф Жуков. – Знаю, Леонид Белов в одиночку каждый год обновляет краску на постаменте. И вздыхает: никому это не надо – ухаживать за бюстом.
Кстати, старый дом как объект культурного наследия лишь в апреле 1997 года по решению правительства отметился в охранной грамоте. Сейчас говорят, судьбу здания бывшей ядринской прогимназии должна определить культурно-экспертная комиссия. Тогда-то и будет ясно – решат ли здание реставрировать или исключат из реестра объектов культурного наследия.
Леонид Белов убежден: «Вполне можно спасти здание, пока дождевая вода не дошла до фундамента. Но в какие двери еще стучаться? Я не знаю».
МЕЖДУ ТЕМ. На обсуждение Госдумы РФ внесен законопроект об ужесточении наказания за нарушение законодательства в сфере охраны памятников истории и культуры. Ныне существующий размер штрафа, считают эксперты, не является сдерживающим фактором для недобросовестных застройщиков.