Верный рыцарь гитары

иванова-крамскаяДочь легендарного основоположника современной отечественной школы игры на классической «шестиструнке» Александра Иванова-Крамского стала гостем прошедшего в Чувашии фестиваля «Vivat, Гитара!» Фестиваль был посвящен 100-летнему юбилею классика гитары. На нем побывал Александр Егоров.

ВСЕ, КАК ПОЛОЖЕНО

Удачная задумка воплотилась в жизнь по инициативе преподавателя столичной детской музыкальной школы им. С.М. Максимова Екатерины Васильевой. Идея получила грант Главы Чувашии для поддержки инновационных проектов в сфере культуры и искусства-2012.
В рамках акции состоялись международная научно-практическая конференция, презентация фильмов о творчестве Иванова-Крамского, серия концертов (в том числе с участием именитого профессора из Украины Владимира Доценко). Это – в Чебоксарах. Кроме того, в шумерлинской ДШИ-1 был организован открытый городской конкурс юных исполнителей на гитаре. Несомненной «изюминкой» фестиваля явилась личная встреча наших любителей музыки с хранительницей творчества маэстро, его неувядаемого духа, известным музыкальным педагогом Наталией Ивановой-Крамской.

ИСКУСИТЕЛЬ СЕГОВИЯ

Наталия Александровна поведала собравшимся о жизни своего знаменитого папы, который вообще-то поначалу больше задумывался о карьере скрипача. Но в 14-летнем возрасте, побывав на феерическом концерте гастролировавшего в Москве величайшего испанского гитариста Андреса Сеговии, юный Саша, в конце концов, решил беззаветно посвятить себя именно этому инструменту.
А в те времена, надо сказать, гитарного искусства на территории 1/6 части земной суши фактически не существовало. Начинающему подвижнику в буквальном смысле с большим трудом (подрабатывая грузчиком, устраиваясь на «халтуры» и прочее) удалось скопить денег и заказать музыкальному мастеру инструмент. И только потом найти преподавателя и самому сколотить ансамбль исполнителей.

ПРИКАЗАНО ВЫЖИТЬ

Но тут настали суровые 30-е годы, причем гитара (наравне с аккордеоном и саксофоном) почему-то попала в списки «не наших» инструментов. Люди, пропагандировавшие «упадническое» искусство, тут же начали неизвестно куда пропадать. Поэтому гитаристам, желавшим выжить, пришлось срочно переквалифицироваться в последователей балалайки и домры. «Один лишь папа остался верен гитаре, верен любимой музыке», – не без гордости сообщила Наталия Александровна.
В отместку за Ивановым-Крамским была установлена непрерывная слежка. И, спасаясь от нее, незадолго до начала Второй мировой войны Александр Михайлович, можно сказать, сбежал в армию руководить ансамблем песни и пляски НКВД СССР. И Великую Отечественную композитору и музыканту вместе с ансамблем довелось встретить на гастролях в Каунасе.

НЕВЫЕЗДНОЙ

После войны тактика выживания Иванова-Крамского продолжилась. «Когда вечерами к нашему подъезду подкатывал черный ЗиС и увозил папу в концертном фраке на очередной кремлевский концерт, мама всегда ожидала его с какой-то затаенной тревогой: вернется – не вернется, – вспоминала Наталия Александровна. – Отец до конца своей жизни так и остался невыездным за границу. Потому что власти боялись, он уедет и там останется. Последний концерт у папы состоялся в 1973 году, за три дня до смерти. И – по странному стечению обстоятельств – в том же Каунасе. А уже после падения «железного занавеса» я получила приглашение посетить музыкальный фестиваль в Испании. Оказалось, в этой стране прекрасно знали творчество Иванова-Крамского, исполняли его произведения как признанного классика. И когда я узнала об этом, то не выдержала и заплакала».

МУЗЫКАНТ И ГРАЖДАНИН

Кстати, для разрядки напряжения в зале, рассказ Н. Ивановой-Крамской перебивали виртуозные выступления ее ученика, лауреата нескольких престижных международных конкурсов Дмитрия Бородаева. Ну, а сама Наталия Александровна, еще начиная свое повествование, предупредила зрителей: «Не надо думать обо мне плохо: мол, пришла травить байки о своем папаше. Нет. Я рассказываю о человеке, гражданине своей страны и великом музыканте».

Опубликовано: 14 ноября 2012 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.