Согревая дыханием пальцы, Сергей Петров, электромонтер компании по обслуживанию подземных переходов, убирает «останки» плафона. Лампу разбили на входе в подземную галерею у остановки «Чебоксарский трикотаж». При помощи пассатижей и отвертки выковыривать осколки из гнезда непросто: некоторые фрагменты с сантиметр величиной — «расстарался» кто-то, колотя светящийся короб.
— И такое происходит постоянно, — качает головой Сергей Петров. — Только в январе для этого перехода понадобилось уже два плафона. А в прошлом году эксплуатационникам пришлось менять их аж 20 раз!
Особенной любовью прониклись варвары к светильникам внутри галерей: в новых коридорах на улице Калинина выкручивают энергосберегающие лампы. В старых тоннелях исхитряются бить колбы даже сквозь прутья металлических сеток. А в вышеуказанном переходе, досадует электрик, повадились в последнее время проламывать стеклянные двери.
В переход под улицей Калинина мы наведались с целью узнать, как обстоят дела с подземным хозяйством нашего города. Оно, надо сказать, обширное: на сегодняшний день на балансе столичных эксплуатационников 7 подземных тоннелей из 8 (восьмой, на площади трех вокзалов, обслуживается железнодорожниками). Это сложные технические сооружения — со специальными системами дренажа, насосными станциями и круглосуточным освещением. И за каждым нужен глаз да глаз. Как, например, за галереей на Восточном поселке, которая постоянно подтапливается водами подземной реки. Для противодействия влаге здесь задействован мощный насос, ежедневно откачивающий десятки литров. В прошлом году аппарат разок вдруг захандрил. Вода за пару часов затопила тоннель по щиколотку. Пришлось вычерпывать озерцо из галереи ведрами, пока налаживали работу механизма.
ЦЕНА ВОПРОСА
Стоимость прокладки нового тоннеля по ценам сегодняшнего дня обходится в 60 млн. рублей.
Глобальная реконструкция перехода (такому изменению подверглась в 2008 году галерея у «Чебоксарского трикотажа») влетает в 34 млн. рублей.
Ежемесячно вандалы наносят переходам ущерба на 20 тысяч рублей.
Хватает мороки из-за «грунтовки» и в переходе на «Чебоксарском трикотаже», где на стенках образуется белый налет. Всему виной — известковые воды, сочащиеся между плитками облицовки.
Но продолжим разговор о городских вандалах. Распоясались они в последнее время и у агрегатного завода. Особенно досаждают расклейщики объявлений — практически на каждой колонне тоннеля под проспектом Мира можно заметить лохмотья рекламных афишек, а стены — будто доска бесплатных объявлений. Тут можно найти себе подходящуюю недвижимость, авто, бытовую технику, товары для дома и ремонта, рефераты, курсовые, и даже найти работу в крупной сетевой компании. Вольготно здесь себя чувствуют и «граффитисты».
Во всех переходах настоящей головной болью для эксплуатационников является жевательная резинка. Отдирать ее от пола приходится каждую неделю килограммами.
— Это в Сингапуре, пишут в газетах, можно поплатиться за сплевывание жвачки 5 тысячами долларов штрафа или годом тюрьмы, — говорит Андрей Дьяков, главный инженер МУ «Управление ЖКХ и благоустройства». — У нас же с засохшими комками приходится воевать исключительно при помощи скребков и лопат. А надо бы и рублем.
Дорого ли обходится городу содержание подземных переходов? В прошлом году, по словам Андрея Дьякова, из отпущенных 1,8 млн. рублей на различные восстановительные работы (на замену порушенных плафонов и дверей, уборку объявлений, затирку граффити) ушло 150 тыс. рублей. Еще около 600 тыс. рублей потрачено на замену ступенек, отвалившихся плиток, покупку нового насоса и на счета за электричество. В этом году столица на содержание галерей направляет порядка 1 млн. 200 тыс. рублей.
А КАК У СОСЕДЕЙ
На днях в Казани за несанкционированную расклейку объявлений суд приговорил двух жительниц столицы Татарстана к выплате 20 тыс. рублей в казну города. Судья учел человеко-часы, затраченные на ремонт, материалы, а также добавил обвиняемой штраф за «вандализм».
Всего в Казани за январь штрафанули за аналогичные нарушения 13 человек.
Существенно снизить расходы можно установкой над старыми переходами стеклопластиковых козырьков, препятствующих снегу, воде и грязи (у «Сеспеля», на Восточном поселке, на проспекте Мира и у остановки «Аникеево»). Данные галереи прокладывались еще в советское время, отличаются особенной отделкой. Как, например, переход на Московском проспекте. Здесь для борьбы со льдом имеются прогреваемые металлические ступени и красочные мозаичные панно на стенах. Но все перечисленные прибамбасы, по мнению специалистов, штуки крайне непрактичные. Ступеньки с «кипятильниками» потребляют много электричества (и отапливают улицу). Да еще и лишнюю влагу образуют в тоннеле, приходится дополнительно тратить энергию на ее откачку. А отпадающую из-за перепадов температур мозаику приходится часто «подклеивать».
Но главная сложность в старых переходах — уборка снега. Работникам за зиму приходится поднимать из них наружу тонны осадков.
В планах МУ «Управление ЖКХ и благоустройства» — установка защитных навесов над всеми старыми переходами, а также оснащение всех галерей герметичными дверями. Правда, пока не продуман механизм доводки дверей — стандартные амортизаторы, какие обычно в наших подъездах, в переходах долго не проживут. Тут, считают эксплуатационники, лучше подойдут устройства, используемые в московском метро.
КСТАТИ
В будущем на карте столицы появятся еще 3 новых подземных перехода. Один из них — напротив атриума Мега Молла. Другой — на стыке улиц Калинина, Гагарина и Текстильщиков. Третий пророют в связи с расширением проспекта Ивана Яковлева напротив МТВ-центра.
Глобальной реконструкции, в связи с появлением кольца-развязки на стыке Московского проспекта и проспекта Горького, подвергнется переход у «Сеспеля» — он будет расширен на несколько метров, в нем полностью сменят покрытие.