Там, где гремели бои

_d0b2d0b0d185d182d0b0Поиск погибших и до сих пор не захороненных солдат для многих студентов начался с обычного любопытства, которое свойственно молодости. Пятикурсник Алексей Картузов признался, что первый раз поехал на Вахту Памяти три года назад, движимый интересом: насколько материалы в учебниках истории, по которым он учится, соответствуют действительности. У Александра Орлова другая причина: всю сознательную жизнь занимается туризмом. Он большой любитель походной романтики. Почему бы, рассудил будущий историк, не поучаствовать в таком благородном деле, как поиск погибших воинов, не пообщаться с новыми людьми? И, как признаются оба, они вернулись с Вахты уже совсем с другими взглядами на жизнь.

В СТАРЫХ ОКОПАХ

Жизнь в палатке на бывшем поле боя, где проржавевшие каски на ветках кустов ежеминутно напоминают о прошедшем, не совсем простое испытание.
– Там понимаешь, насколько хрупка человеческая жизнь, и ее ценность становится намного выше. Вот смотришь – окоп, из него поднимались солдаты в атаку, а вот здесь их покосило из пулемета. И когда наталкиваешься на целое поле костей, становится не по себе. Ведь они Родину защищали. И это не громкие слова, так было, – волнуется четверокурсник Александр. – Это совсем другие ощущения, чем когда читаешь учебник.
– В одном месте мы нашли сразу несколько десятков гильз, рассказывает Алексей. – Там немецкий солдат, еще необстрелянный, от страха все патроны потратил. Находки были разные, некоторые очень опасные. Вначале специальным щупом мы протыкали почву, когда щуп задевал за что­то твердое, мы послойно начинали снимать землю. Раскопки в Калужской области проводить очень сложно, там почвы болотистые, раскоп почти сразу заливает грунтовыми водами. Мы нашли несколько снарядов, которые не разорвались во время войны, их обезвреживали уже специалисты МЧС. Обнаружили останки двух человек, опознать которых не удалось, при них не было гильз с указанием фамилий. И еще были две гильзы, до слез жалко, что пустые. Иначе еще бы в четырех семьях обрели могилы погибших.
В таких поисках отношение к документам, письмам, к любой информации становится очень бережным. И понятно разочарование студентов оттого, что солдаты не положили записки со своими фамилиями в гильзы. Ведь они могли оказаться теми самыми свидетельствами, которые для их родственников дороже иных сокровищ.

ЭТО НУЖНО ЖИВЫМ!

Проректор педуниверситета Марина Кожанова рассказала историю из жизни своей семьи, связанную с войной и поисковиками. Двадцать лет назад отряд поисковиков нашел останки ее дяди, погибшего под Выборгом. До этого полвека человек считался пропавшим без вести. А к таким участникам войны в Советском Союзе относились с подозрением. Родственникам солдата, о гибели которого не было достоверно известно, могли намекнуть о его дезертирстве или попадании в плен. И даже хуже того, заподозрить, что тот перешел на сторону врага. А когда останки бойца нашли, у семьи появилась возможность похоронить его по обычаям предков, со всеми воинскими почестями.

Справка СЧ
Отряд «Память» Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева вернулся со Всероссийской вахты Памяти, где вместе с поисковиками из других регионов и стран бывшего СССР в конце апреля – начале мая занимался поиском и перезахоронением солдат, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Во время своей поездки члены отряда «Память» выполнили еще одну миссию. В боях под Калугой сражалось очень много выходцев из Чувашии, и немало их там погибло. Дед чебоксарца Олега Гурьева похоронен в одном из поселков Калужской области. Он попросил ребят привезти земли с могилы родственника, и те выполнили его просьбу. Также привезли землю с братской могилы, где похоронен отец чебоксарца Г. Пермякова. Геннадий Петрович поблагодарил поисковиков и рассказал трогательную историю, как узнал о гибели своего отца. Он покупал билеты в Татарстане, чтобы уехать домой. Кассир, увидев его документы, вдруг спросил, не сын ли он Петра Пермякова, воевавшего под Калугой? Оказывается, они не просто служили вместе, тот был свидетелем гибели отца. И вот теперь Геннадий Петрович перед Троицей получил землю с родной могилы.

ИСТОРИЯ – ЗА КАЖДОЙ ФАМИЛИЕЙ

Командир отряда кандидат исторических наук Дмитрий Захаров, «по совместительству» заместитель декана исторического факультета, уверен, что изучение истории было бы неполным без Вахт Памяти. Одно дело изучать историю только по учебникам, и совсем другое – использовать знания применительно к практике. Меняются у студентов приоритеты, оживает история: за безликими датами появляются конкретные люди. А сколько эмоций будят такие поиски… Девушки плачут навзрыд, когда находят останки бойцов. Появляется понимание, что за каждой фамилией на обелисках – целая история.
По сути, в нашей республике тоже была война, хотя здесь не велись боевые действия: не найти семьи, члены которой не участвовали бы в ней. Надо быть реалистами, нам никогда не удастся узнать обо всех участниках войны и похоронить всех до единого. Но чем меньше остается непогребенных и пропавших без вести, тем спокойнее нам всем.
Пять Вахт Памяти на счету отряда педагогического университета. Ребята готовят отчеты прошедшего сезона и строят планы на следующий год. Без серьезной подготовки к Вахте обойтись невозможно. Здесь и изучение военных действий на месте, куда поедет отряд, и поиски благотворителей, которые смогут профинансировать поездку отряда из двух десятков человек. Совместными усилиями поисковиков страны обнаружены и захоронены останки 3 тысяч красноармейцев, установлены имена 50 человек. Самая главная заслуга Вахты – это возможность вырастить не потерянное поколение, а граждан, гордящихся своей страной, знающих и любящих ее историю.




Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.