Вести из районов

Впору корректировать планы

По производству промышленной продукции на душу населения райцентр Урмары, не имеющий градообразующего предприятия, догнал соседнюю промышленную Козловку. Что за чудо свалилось на самый маленький в республике поселок городского типа?
Все здешние предприятия, кажется, сработали ровно, добившись прироста в 25–30 проц. Например, подъем на 19 проц. дала даже швейная фабрика, которая совсем недавно чуть было не канула в Лету. А едва ли не самый любопытный штрих в урмарском раскладе – это троица новых малых предприятий. В прошлогодней статистике их не было. Нынче на их счету – производство почти шестой части продукции поселка.
Теперь заглянем в программу развития района на 2007–2010 годы. Похоже, дальновидностью ее авторы не блистали. Таких темпов роста они не предвидели. Пожалуй, надо будет в документ внести коррективы, чтобы он оставался руководством к действию.
А вот в аграрном – главном – секторе экономики района скромные прогнозы оправдываются. Например, той программой запланировано на год производство мяса во всех категориях хозяйств чуть больше 3000 тонн, получено за полгода 1600. Молока – соответственно 13800 и 8988 тонн. Некоторое перевыполнение планов есть. Но бросается в глаза другое. Сельхозпредприятия обеспечивают лишь треть производства мяса, только шестую часть – молока. Ставка и в планах, и в реальности – на частника. Оно и понятно. Животноводческая отрасль, состоявшая в недавнем прошлом из комплексов чуть ли не в каждом колхозе или совхозе, еле дышит. Например, коров на сельхозпредприятиях осталось всего-то 760 голов. Это на 7 средненьких ферм. И ничего кардинального для подъема отрасли составители той программы не нашли. Запланирован вялотекущий прирост получения, скажем, мяса в пределах 60 тонн ежегодно. Большее, пожалуй, и нереально, если, конечно, не произойдет какое-либо чудо. Нарастить производство не позволяет бедность кормовой базы. Так, район собирает порядка 20 тыс. тонн зерна в год. Это на 28 тысяч населения. Маловато, возможности, как показывало советское время, почти втрое выше. А где брать прибавку? У района – около 42 тыс. гектаров пашни, 7781 не обрабатывается. Ладно нынче под нажимом сверху взялись за эту целину. Но поля сами по себе выгоду не дадут. Они давно не видели удобрений. И откуда тому же навозу взяться, коль скота почти не осталось.
Пока же урмарцы вынуждены жить в основном за счет республиканского бюджета, зависимость от которого, как было доложено на недавнем заседании Собрания депутатов, нынче составила 81,3 проц.

Кстати

Навсегда, кажется, простились Урмары с мебельным производством, освоенным еще в начале 20-го века и широко развернутым в годы первых советских пятилеток. Уже тогда здешняя продукция была хорошо известна в стране. Например, те, кому довелось посетить родное для Сергея Есенина село Константиново Рязанской области, могли обратить внимание – на гнутых стульях в родном доме поэта до сих пор значится фирменный ярлык Урмарской мебельной артели.

Мимо «Зеленого сердечка Поволжья»

Так именует себя Козловка в своем туристическом буклете. Но мимо «сердечка» проплывают теплоходы, набитые туристами.
По данным начальника городской пристани Анатолия Осина, на сегодня причалили к ней только 8 из них. А прошлым летом она приняла 60 туристических судов. Может, пристань не готова к массовому заходу кораблей? Нет, говорят в Чебоксарском речном порту, который содержит козловскую пристань. В основном ради туристических теплоходов сюда каждой весной перегоняют дебаркадер. И на недавнем совещании в порту, посвященном вопросам обслуживания туристов, была высказана серьезная озабоченность простоем козловской пристани.
Так почему путешествующие игнорируют Козловку? Накануне туристического сезона обычно принято заключать с организаторами круизов по Волге договоры на прием туристов в том или ином городе, чтобы их теплоходы вдруг не оказались нежданными гостями. Например, Чебоксарский речной порт знает, что нынче в нем пришвартуются более двухсот судов. Готовятся к их встрече и городские турфирмы. Так что Козловка просто прохлопала старт турсезона.
И это в то время, когда по срокам в разгаре должна быть реализация районной программы развития туризма на 2005–2010 годы. Деньги на нее из всех уровней бюджетов и других источников предусмотрены немалые – почти 13,5 млн. рублей. И достаточно радужно расписаны в документе туристические возможности и перспективы края. Но вот поставим себя на место группы товарищей, пожелавших посмотреть на козловские достопримечательности. Куда обратиться? На сайтах ни рай-, ни горадминистрации нужных контактных телефонов вы не найдете. В той программе значится, что в составе отдела по физкультуре, спорту и туризму райадминистрации утверждена штатная единица специалиста по развитию туризма. На самом деле в ее структуре нет ни отдела, ни специалиста.
Если в чиновничьих кабинетах спокойно проглотили нынешний прокол, то рядовые горожане чуть ли не со слезами провожают взглядами проплывающие мимо теплоходы, особенно пенсионерки и народные умельцы. Ведь для них каждый турист – денежка в кармане. Говорят, в прошлый сезон одна старушка, приторговывая на пристани, установила рекорд – купила на выручку холодильник. Не случайно горожане уже вслух говорят о необходимости улучшения условий пребывания туристов. Ради чего останавливаются в городе теплоходы? Чтобы пассажиры могли искупаться. А на пляж в жаркие дни и своим не протиснуться. Пора открыть второй, специально для туристов, с торговыми рядами, аттракционами.
Похоже, на деле не сильно рвется в свое светлое туристическое будущее город, возглавляемый мэром с самой, пожалуй, «путешествующей» в мире фамилией – Колумб.

Без комментариев

  • За полугодие личные подворья Красноармейского района продали 36247 тонн молока, что на 22225 больше, чем за такой же прошлогодний срок. Сельхозпредприятия получили 2998 тонн.
  • Обстановка по употреблению наркотиков и их незаконному обороту в Красночетайском районе остается стабильной. Фактов употребления наркотических средств среди населения не обнаружено.
  • На заседании городского медицинского совета Шумерли было отмечено, что если в 2002–2006 годах обстановка с туберкулезом оценивалась как стабильная, то по итогам прошлого года рост показателя заболеваемости составил 83,1 проц.
  •  

  • В нынешнем ноябре намечено справить новоселье в физкультурно-спортивном комплексе Ядрина. Тендер на его строительство выиграло предприятие, возглавляемое земляком ядринцев Владимиром Свешниковым. Пока строители поднимают самый крупный в райцентре социальный объект, в районе продолжается конкурс на самое звучное название для него. В школах он уже завершился. Победителями тут признаны наименования «Рубин», «Дельфин», «Родник здоровья». А какие названия получили действующие в районах комплексы? Например, моргаушский – «Сывлах» (Здоровье), яльчикский – «Улап» (Богатырь), батыревский – «Паттар» (Богатырь).

Лесочек особого внимания

Некоторый переполох, кажется, вызвал среди федеральных ведомств, призванных защищать чувашские леса, жучок в полсантиметра, поселившийся в лесочке в Батыревском районе.
Читателю, думается, любопытно будет узнать, что наши «зеленые легкие» – под бдительным надзором сразу трех федеральных контор: Управления Россельхознадзора, филиала Всероссийского центра карантина растений, Центра защиты леса Чувашии. Так вот, первая обнаружила в том лесочке Туганкасинского лесничества этого самого жучка, называемого большим еловым лубоедом, и мобилизовала две другие на оценку ситуации. Ельник тот – рукотворный, создан 15 лет назад как защитная полоска вдоль речки в степной части района. На эти совсем еще молодые посадки и позарился вредитель, оккупировав 10 гектаров. Повреждает он самую нижнюю часть стволов хвойных пород, вызывая усыхание деревьев. Значится жучок в федеральном списке вредителей так называемого карантинного значения, посему надзирающая троица просто обязана была составить акт о проведении карантинного надзора. Означает же это, что Кабинет Министров республики, оценив ситуацию, может объявить в лесочке карантин, а его собственник, Шемуршинский лесхоз, должен срочно ликвидировать очаг опасности. Она серьезная. Доберется жучок, скажем, до делового леса – его древесину никуда нельзя будет вывезти. Вредителя даже таможня контролирует.
По данным Центра защиты леса, лубоед впервые проявил себя в этом же лесочке в 2004 году. Тогда площадь поражения составила 15 гектаров. Соответствующие меры были приняты. Но, видать, не совсем аккуратно сработали лесоводы.
Сейчас Управление Россельхознадзора охотится за еще одним жучком такого же класса опасности, но оснований бить тревогу пока не находит. А вот главный вредитель наших лесов – зеленая дубовая листовертка – в тот федеральный список не входит. Распространена она на более чем 11,7 тыс. гектарах. Это 59 проц. наших лесов, пораженных вредителями и болезнями. Считается, что таких у нас не больше 3 проц. В нынешнем году эта прожорливая гусеница, пожалуй, может чувствовать себя вольготно. Как отмечает Центр защиты леса, в функции которого входит предупреждение об опасности, нынче лесхозам республики не удалось провести полноценную обработку дубрав. Последствия налицо: кончики веток покрылись белым налетом. Значит, дубы вновь ослабеют, урожай желудей будет скромным.

Тэги:
Без рубрики


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.