На конкурс фамильных легенд, объявленный газетой «Известия», откликнулся Сергей Ефимов из Чувашии, который решил рассказать о своем прадеде. По его утверждению, Ефрем Кириллович Кириллов был одним из последних единоличников в Советском Союзе.
А родился столь уникальный прадедушка в деревне Хирпоси Тойсинской волости Ядринского уезда Казанской губернии в 1870 году. После службы в армии – он служил в Варшаве по призыву 5 лет и еще 3 года по контракту – вернулся в деревню.
В 1910 году в соответствии со столыпинской реформой Ефрем Кириллович вместе с шестью дворами организовал новый хутор. Земли этого поселения были бедны и заболочены, но рядом вскоре должен был появиться разъезд новой железной дороги Казань-Канаш-Алатырь-Саранск-Рязань-Москва.
Видимо, земли эти были общего пользования либо принадлежали другой крестьянской общине, в общем, разгорелся конфликт между поселенцами и общиной, который был решен в суде не в пользу жителей нового хутора. Судебные приставы начали изгнание хуторян. Но на помощь неграмотному Е. Кириллову пришли люди из железнодорожного ведомства – разъезд нужно было строить все равно, и лучше, чтобы рядом было селение, где можно было бы найти лошадей для каких-либо экстренных сообщений. Решающим аргументом, который позволил поселенцам выиграть суд, была действительная воинская служба прадеда. Вот так в 1912 году был основан хутор Сявалкас-Хирпоси, а рядом построен разъезд, названный Апнеркой.
Поселенцы занимались улучшением земли, разведением и продажей пресноводной рыбы. У прадеда было несколько небольших прудов. Но в 1921-м в Поволжье была сильнейшая засуха. Наступил голод. В большей мере он был искусственным – продразверстка выгребала из крестьянских дворов все запасы зерна. Как в это время выжил Е. Кириллов, неизвестно, но в его семье умерших от голода не было.
В конце 20-х в СССР началась коллективизация. Ефрему Кирилловичу было уже около 60 лет. Имел хозяйство: две коровы, две лошади, овцы, куры. Старшие сыновья к тому времени жили своими семьями, вступили в колхоз. Младший работал на железной дороге. Но прадед не принял этого. Обычно в таких случаях вопрос решался просто – ночью к «кулакам» или «подкулачникам» подъезжала милиция, их раскулачивали и отправляли в Сибирь или на Крайний Север. Прадеду сообщили, что его ждет похожая участь. Его сын, отец С. Ефимова, написал письмо в Москву, где подробно описал судьбу Ефрема Кирилловича. Чудо, но было принято решение прадеда не раскулачивать. Возможно, сказался его возраст, но скорее вышедшая статья Сталина «Головокружение от успехов». Конечно, у прадеда ничего не осталось – все забрали в колхоз, но он в него так и не вступил, остался одним из последних единоличников в Советском Союзе. Умер он в возрасте 90 лет в 1960 году.
Опубликовано: 19 июля 2008 г.
Тэги:
Без рубрики
Без рубрики