Массовый интерес к эстрадной песне, небывалое увлечение «попсой», появление разнообразных исполнителей – как профессиональных, так и самодеятельных – начались в конце 80-х годов. Это стало почти синонимом эстрадного искусства.
Что вполне объяснимо. С одной стороны — демократизация общества, рост благосостояния и технический прогресс открыли возможности для самореализации. С другой — завышенная самооценка создала иллюзию всеобщей доступности и легкости овладения популярным жанром, а возможно, и его коммерческой вершиной. Тут вспоминается статья в одной из республиканских газет, где автор сетует, что «чувашская эстрада не дотянется до российской, если даже встанет на носок». Массовый интерес к эстраде раздражает и сторонников «высокой художественности», и тех, кто имеет академическую школу вокала. Оппоненты эстрады рьяно ведут спор об уровне исполнительства. По этому поводу мне хочется вспомнить слова великого Л. Утесова, как известно, не обладавшего сильным голосом: «Дело не в форме творчества: в профессиональной – может быть доля искусства, а в любительской – огромное искусство. Дело в содержании и степени мастерства».
Но просто сказать – это плохо или это хорошо, значит, ничего не сказать. Важно определить, что есть степень мастерства на эстраде, как того требуют евроформат, общество и конъюнктура шоу-бизнеса. В силу своей распыленности, легкой приспособляемости песня и разговорный жанр, составляющие основу чувашской эстрады, таят в себе опасность заигрывания со зрителем, уступок дурному вкусу. Эстрада не имеет права идти за зрителем, а должна вести его за собой «опережающими темпами». Надо признать, что эстрада Чувашии напоминает собой производство и сбыт ширпотреба. В своем развитии она патриархальна, ограничена в географии, однообразна по музыкальной структуре и самодеятельна по технологии. Положение усугубляется и тем, что в эстраду приходят случайные люди, не представляющие специфику жанра, за якобы большими заработками, дающимися без особого труда. Часто их творчество — это работа по совместительству. (При современных технических средствах трансформировать «косой» звук песни несложно.) Но лишь малая часть признает себя любителями. И это не вина имен, а беда положения, в котором они оказались!
Современная чувашская эстрадная песня не отличается жанровым разнообразием, не имеет своего лица и мелодического языка, чем во многом уступает традиционной советской чувашской песне. Так почему бы не обратиться к высокохудожественным произведениям известных чувашских композиторов? Только не повторением старых песен под современный аккомпанемент, а их трансформацией и каверверсией. Интересен, например, опыт Первого канала телевидения со «Старыми песнями о главном». Но решить такую задачу по силам только профессионалам.
Из-за ладовой упрощенности, трех шаблонных аккордов и погрешностей текста наша популярная песня никак не может принять европейский формат. А что делать с утрированными фразировками, вульгарностью «утробных» тембров, выдаваемых за артистичность, алогичность сценического поведения, доходящего до бытовизма, копированием не лучших образцов российской эстрады и вихлянием, не несущем эстетического смысла? Особенно это бросается в проигрышах: исполнитель не знает, как занять паузу. Не помогает и обращение к средствам эмоционального воздействия — примитивным напевам, сентиментальным стихам, рассчитанным растрогать слушателя. Бич чувашской эстрады — и в подчиненности «заячьему» ритму, в котором исполнителю, по сути, нечего делать. И так называемые «фанерные» певцы могут выступать, не зная музграмоты. Конечно, музыкальная грамота — не панацея от всех бед, а основа овладения мастерством. Эстрадность, помимо вокальных качества, подразумевает особое состояние, сплав и организацию выразительных средств в интонировании голоса, фразировке текста, поиске тембра, стилизации физиологических данных артиста. Такая работа под силу, главным образом, эстрадному режиссеру, который создает «маску» исполнителя и его номер, вплоть до сопровождающего балета, подчеркивающего не только песню, но и самого певца.
Стоит заметить, что на смену вальсо-образным или маршевым песням-бодрячкам пришли в последнее время другие по характеру темы, даже похожие на шансон. К песням, обращенным ко всем и от имени всех, пришла правда единичного переживания, отражающая мир интимных чувств, рассчитанных на определенный возраст и менталитет. Но тексты песен иногда сложны по форме. Чрезмерное увлечение чувашской поэтикой не всегда понятно слушателю.
Позитивно появление на чувашской эстраде молодых исполнителей, чье творчество вызывает симпатию. Они красивы, эстрадны в пластике и тембре голоса, ироничны в одежде, легки в восприятии, но иногда и агрессивны в конферансе. В исполняемых ими песнях чувствуется новое дыхание, свежеть музыкальных оттенков, современность. И хочется думать, что свое творчество они будут строить не только на интуиции.
На песенном рынке существует дюжина российских и международных конкурсов: «Новая волна», «Пять звезд», «Славянский базар», «Голос Азии», а также всероссийский конкурс артистов эстрады. Но как ни странно, пока чувашская эстрадная песня не представила на них ни одного исполнителя. Проблема, видимо, не только в финансовой поддержке, но и эстрадной режиссуре.
Недавний российский отборочный конкурс на Евровидении показал, что такая проблема вполне разрешима. Конкурс был составлен в основном из представителей региональной эстрады. Например, участие в нем татарской звезды, несмотря на последнее место, нисколько не принизило Казань. Хотя сама песня была неудачной. Так почему бы нашим молодым исполнителям не попробовать себя в таком эксперименте? Дело не в языке, а в моделировании песни.
Главная проблема чувашской эстрады — в отсутствии профессиональной системы. Эстрада как вид искусства — это система взаимовлияний разных форм, методов и смежных профессий. Существующий на чувашской эстраде принцип «сам себе режиссер» пока не оправдывается.
«Концерт-мюзикл», «Шоу-концерт», «Сборный концерт звезд», «Театрализованное шоу-представление», «Концерт-дискотека» и так далее — вот типичная реклама эстрады. Понятие «шоу» является приставкой не к форме концерта, а к его жанру, к используемым в нем выразительным средствам. А ведь концерт — это есть и шоу, и развлечение. Можно называть: эстрадное шоу, камерное шоу, театрализованное шоу, танцевальное шоу, но никак не шоу-концерт. Мы же не говорим «Шоу-митинг».
А выход артистов на сцену в смокинге с бабочкой или пышном платье на фоне опушки леса и качелей? Возможно, это новая форма эстрадного романтического абсурда, созданная для коммерческой привлекательности. Но скорее — отсутствие вкуса и чувства меры, непонимание эстрадной эклектики. Такая эстрада должна перестать вариться в собственном соку, блеск своих звезд надо сравнять хотя бы с Москвой! Пример эстрадного творчества, исполненного по всем канонам современного профессионального искусства — мюзикл Н. Казакова «Нарспи».
В системе эстрадного искусства немаловажную роль играет воспитание кадров эстрадной режиссуры. При Казанском университете культуры открыто эстрадное отделение. Мной для института культуры разработана программа обучения эстрадных режиссеров. Заканчивается работа над учебным пособием по режиссуре эстрадного номера.
Созданный недавно Союз эстрадных артистов Чувашии не отражает систему и вряд ли способен решить проблему качества на эстраде. Наиболее убедительным примером для них может стать схема Союза эстрадных деятелей России или СТД. Нужна совместная работа исполнителей, режиссеров, продюсеров, стилистов и критиков.
И не надо ей «вставать на носок, чтобы дотянуться до российской», а просто создать свою платформу возвышения – профессиональную систему, способную «насаждать культуру силой». Как сказано в Послании Президента Чувашии Н. Федорова «Будущее строим сегодня»: «Без опережающего формирования эффективной системы образования и воспитания личности невозможно решить ни одной общественно значимой задачи».
Владимир АЗАМ.
Чувашская эстрада содержит на данное время довольно красивые песни, не похожие на русские, но нет умения их подать. Нужны сильные голоса,сильные композиции, долгие репетиции по отработке каждого звука.
Что же ты взял себе такой пзевдоним АЗАМ . Азам курать-горе терпит- или видеть. Азам кильче Путинпа или Игнатьевпа и т. д. Горе пришло с нынешней властью многим семьям и т. д.
все наши песни ,,савни юрату анне,эс мана эп сана,,и всё!Даже при советах среди наших писателей,поэтов,композиторов,сильных произведений небыло.Каждый сам себе поэт и композитор
чувашская эстрада зажата в о-о-о-очень узкие рамки…те,кто пытается отличиться от всех,занимаются плагиатом.90% всех исполнителей имеют порой противный голос,который режет слух.поведение на сцене порой граничит с пошлостью и вульгарностью (сами они называют это артистичностью….).оставшиеся 10% имеют профессиональную подготовку,поэтому и музыка и тексты и исполнение достойны уважения.