Очередь из ниоткуда


«Вторая Матрона», – так прозвали чебоксарцы длиннейшую очередь, которая выстроилась у многофункционального центра на ул. Ленинградской.
Первый день приема заявлений на путевки в загородные лагеря выдался жарким, несмотря на морозец. Не одна тысяча человек провела много часов у дверей в попытке попасть в здание, чтобы оформить полагающиеся документы. Причем очереди было две. Первую нужно было отстоять, чтобы получить номер, а затем уже с номером следовало встать во вторую очередь, которую, собственно, и запускали в центр.
– Шестьсот сорок, шестьсот сорок один, шестьсот сорок два, – гордо показала мне молодая женщина свою ладонь, где были написаны шариковой ручкой цифры. Ольга и две ее подруги, можно сказать, счастливицы, они пришли еще до открытия центра, в семь утра. Успели отстоять первую очередь, получить номера и в 11 утра были уже почти рядом со входом в центр.
– В прошлом году мы получали путевки в районной администрации, – вспоминает Елена, которая пришла сюда около шести утра. – Правда, там тоже пришлось отстоять полтора часа. Но хотя бы была крыша над головой. Не на морозе стояли! Потом через месяц мне позвонили и сказали прийти за путевкой. Год назад я заплатила за нее около 700 рублей. А эта очередь возникла как бы из ниоткуда.
Женщины переступают с ноги на ногу и даже подшучивают над собой. Но то тут, то там вспыхивает перебранка. Выясняют номера и фамилии, требуют пропустить к дверям. Причем у самых дверей стоят так плотно, что стало страшновато прорываться сквозь толпу усталых, замерзших, взвинченных людей, которые не первый час на морозе вынуждены отстаивать право своих детей на бесплатный отдых.
– Там стоят два бугая, – поделилась мамочка рядом, – и просто отшвыривают женщин, если те пытаются пройти.
И точно, сквозь темное стекло прекрасно видно двух молодых здоровых мужчин. Они даже не выходят на улицу к людям – понимают, что чревато, и только через стекло показывают очереди списки, по которым тот или иной номер может пройти. Точно так же сквозь стекло можно разглядеть, какую еще очередь предстоит отстоять уже в самом центре. Точнее, отсидеть. Там поставлены стулья в несколько рядов. На них тоже женщины, некоторые с детьми на руках.
Очередь все знает, что происходит. Как войдешь, мне объясняют, полагается получить еще один номер, уже к специалисту, потом встать в очередь к специалисту, и только после этого можно сдать документы на путевку. Пожелав удачи номерам шестьсот сорок, шестьсот сорок один, шестьсот сорок два, иду в самый конец очереди пронумерованных счастливчиков и спрашиваю у женщины в самом хвосте, какой у нее номер. Оказывается, 980-й.
Невольно оглядываюсь на другую очередь, которой только еще предстоит получить свои номера. Она раза в три длиннее той, что с номерами, и пересекает двор, идет вдоль забора стадиона и заворачивает длинным хвостом за угол.
Неподалеку ругается водитель машины, который никак не может проехать, настолько плотно стоят люди.
– Наша очередь сама собой организовалась, – охотно рассказывают женщины. – Говорят, тут утром и драка была, после этого и стали записывать номера, по которым можно пройти в здание.
Ищу человека, который раздает номера. Девушка в легонькой курточке, окруженная людьми, держит бумаги на весу и составляет списки. Спрашиваю в никуда, почему, мол, она одна. Хотя бы двух-трех человек поставили. Их было трое, кто-то утешает меня, но сейчас они ушли, осталась одна. Очередь между тем нервничает сильнее, если кто-то пытается прорваться к вожделенным спискам.
– В прошлом году моему внуку путевки не хватило, вот сейчас решили прийти пораньше, – говорит Лина Алексеевна, беспомощно озирая очередь. – Сказали, что здесь быстро обслуживают. Если сегодня не попадем внутрь, это что же, завтра опять сюда приходить? А правда, что всего 2 тысячи путевок на город?
Нет, на самом деле их выделено около 3 тысяч, но почему-то кажется, что эта информация вряд ли кого-то здесь утешит.
После обеда даже ребята из охраны центра уже не могут справиться с раздраженными уставшими людьми, им на помощь подключаются несколько милиционеров.
Из дверей выходит молодой человек — очевидно, сотрудник центра.
– Кто получит талоны на первое апреля, тех сегодня и обслужим, хоть в час ночи, хоть в три, – обещает он сорванным голосом. – Те, кто не получит талоны на первое апреля, получат талоны на второе. Соблюдайте порядок, пожалуйста. Помогите нам.
Впрочем, порядка больше не стало, а из толпы все чаще звучало только одно слово: «Издевательство!» Какой-то мужчина выкрикнул: «Кто это придумал, согнать весь город в одно место?!»
Точно такой же по существу вопрос мы задали по телефону в приемной МФЦ. Нам пообещали дать комментарии по поводу происходящего, «но не сегодня».

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР. Тем не менее после вмешательства властей республики ближе к вечеру на сайте городской администрации появился комментарий, который мы приводим целиком.
О ситуации вокруг подачи заявок на путевки в лагеря отдыха
Через средства массовой информации горожанам было сообщено, что 1 апреля в МФЦ начинается регистрация родителей, желающих на льготных условиях отправить своего ребенка в детский оздоровительный лагерь. В этот день с раннего утра возле здания МФЦ на улице Ленинградской собралась немалая толпа, что вызвало нездоровый ажиотаж вокруг этого планового мероприятия.
Напомним, что прежде регистрация желающих получить путевку на льготный отдых для своего ребенка проходила в здании городского управления образования на Московском проспекте. Для того чтобы сделать этот процесс более удобным для людей, в 2011 году было принято решение перевести этот процесс в многофункциональный центр, который и предназначен для оказания такого рода услуг населению. Кстати, именно здесь принимаются и заявки на постановку в очередь для получения места в детском саду.
Для того чтобы процесс регистрации желающих получить путевки сделать абсолютно прозрачным, и для выполнения требований законодательства очередь должна быть единой, и «разделить путевки по районам», как советуют некоторые посетители интерактивных сайтов, означало бы нарушить интересы части родителей. Ведь прием заявлений заканчивается вместе с окончанием количества мест в летних лагерях, и все 19 окон МФЦ как раз и могли спокойно, в порядке живой очереди, собрать заявки на почти 3000 путевок.
Откуда же взялась очередь? Как говорили люди в толпе, они пришли пораньше, помня прошлогодний опыт, когда мест в детских оздоровительных детских лагерях хватило не всем. В этом году мест Чебоксарам выделено столько же, сколько в 2010 году, – около 3000, хотя заявка городом была подана на 7000 путевок. Так что и в этом году вряд ли удастся удовлетворить всех желающих отправить детей на летний отдых на льготных условиях (родители оплачивают лишь 10% стоимости путевки).
Руководством МФЦ для ускорения процедуры постановки на учет и ликвидации очереди был упрощен порядок приема заявлений и в 12 часов были розданы талоны электронной очереди, в которых указан порядковый номер и время приема, что позволило ускорить время обслуживания втрое. Также было сообщено о продлении времени работы МФЦ «до последнего клиента». Однако люди даже в этой ситуации не уходили, а с талончиками в руках толпились и «заводили» друг друга страшилками о «кознях чиновников».

Опубликовано: 2 апреля 2011 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.