Юрий ТЯ-СЕН: Вернуть детей к реальности

В кабинете режиссера театра-лаборатории «Эксперимент» Юрия Тя-Сена грустные куклы-клоуны и акварель его дочери Вероники.
На акварели изображено любимое место Юрия Алексеевича в Питере – перекресток возле Дома Книги и Казанского собора. Может, Юрий Алексеевич и скучает по северной столице, но сам о себе говорит так: «Чувашия стала для меня родным домом. Здесь у меня три недели назад родился сын».
Юрию Тя-Сену почти семьдесят. Он член-корреспондент Российской академии образования, психолог, театральный режиссер и драматург. А два года назад в его жизни начался «Эксперимент»,
когда он пообещал еще не нюхавшим театрального грима новичкам, что за три года сделает
из них профессиональных артистов.
– Юрий Алексеевич, когда создавался театр-лаборатория, были какие-то особые критерии для отбора будущих артистов?
– Мы объявили кастинг, на который сразу же пришли около ста человек. По сути — просто люди с улицы. Ни возраст, ни образование, ни внешность не имели значения. Самое главное, что меня интересовало, — человеческие качества. Я искал людей, прежде всего, добрых. В итоге получилось так, что мы планировали набрать пятнадцать артистов, а взяли двадцать. И вот уже два года мы вместе. За это время мы поставили десять спектаклей, очень разнообразных как по форме, так и по содержанию. В нашем репертуаре — сказки, мюзиклы, документальная и военная драма, русская и советская классика. Очень приятно читать отзывы, например, на «Женитьбу» Гоголя: «Мы думали, что классика – это скучно, а оказалось – очень весело».
– Но ведь своих артистов вам пришлось учить всему буквально с нуля?
– Можно и так сказать. Но основная проблема в том, что молодежи не хватает знаний о разном театре. Поэтому в прошлом году мы со всей труппой поехали в Москву, смотрели лучшие спектакли лучших столичных театров, несколько часов провели на выставке Пикассо и в других галереях. И ребята поняли, что такое настоящее искусство. И я должен сказать, что подобрались удивительные люди. Никто не курит, не пьет, у всех позитивный настрой на жизнь, они очень добрые и заботятся друг о друге. Вот сейчас, пока мы с вами разговариваем, весь театр готовит капустник ко дню рождения одного из наших актеров. Они прячутся в уголках, готовят какие-то сюрпризы. И среди них есть, несомненно, очень талантливые.
– К вам по-прежнему после спектаклей подходят люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию?
– Как всегда. Мы очень много работаем с детскими домами, бываем в колониях. В прошлом году половина театра работала в лагере «Шаг навстречу» для трудных подрост­ков. А летом мы возьмем этих ребят с собой и будем путешествовать по Суре или по Волге. Мы относимся к ребятам совсем по-другому, чем они привыкли, и они не чувствуют, что находятся под надзором. И мы не спрашиваем, что они совершили. Они просто дети, которым не хватает внимания. Проблемы-то похожие, но у каждого ребенка своя отдельная судьба, и очень важно уметь его выслушать. Это дает колоссальный результат. Я считаю, что семьдесят процентов тех, кто попал в колонию, можно вернуть к нормальной жизни. А нахождение в местах лишения свободы – это путь к воспитанию преступника.
– И вопросы суицида все так же актуальны?
– С сентября ко мне обратились за помощью тридцать семь человек, семь из них всерьез думают о самоубийстве. Я даю свой телефон, они звонят или присылают СМС. Вот такое сообщение пришло, например (зачитывает с телефона): «Помогите! Что мне делать? Родители ругают, бьют. Не хочу я жить». И все это связано с очень простой вещью – никто не может найти выход. Обращаются не только подростки, но и взрослые, те, кому за сорок и больше, кто понял, что прожил жизнь, а по сути зря.
– Что же в таких случаях делать?
– Заниматься нужно душой, прежде всего. И надо все лучшее отдать детям. Только тогда мы сможем вырастить поколение, которое найдет свой путь развития. Нужно вернуть общение из виртуального мира — в наш, реальный. Общение — это самое главное, и детям не хватает именно его. Многие молодые люди сейчас инфантильны, они не хотят уходить из детства, потому что родители их обеспечивают, а суррогат общения они находят в Интернете. Надо вернуть детей в настоящий мир, к настоящим жизненным ценностям и достижениям.



Читайте также:

Один Ответ

  1. Юрий Алексеевич . Вы такой молодец. С удоволствием прочитала о Ваших делах полезных и Нужных. Вспомнила Никель а Ваших «Колонистов» и наши поэтические встречи….Я сейсас живу в Орле. Последние 2о лет занимаюсь историей русской культуры в плане донесения ее до молодого поколения.Удачи Вам. С уважением Анастасия Орлянская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.