Отсюда уходили на взлет

2011­-й, как известно, указом Президента Дмитрия Медведева объявлен Годом российской космонавтики. А чувашская земля вскормила и воспитала сразу трех наших «звездных соколов» – Андрияна Николаева, Николая Бударина, Мусу Манарова. И недавно стало известно, что земляки Николая Михайловича вынашивают планы построить в его родном поселке Киря (Алатырский район) дом-­музей Н.М. Бударина, который станет филиалом Мемориального комплекса летчика­космонавта СССР А.Г. Николаева.
По словам поселян, Бударины переселились в Кирю из Мордовии в 50-е годы. Глава семьи Михаил Романович трудился в местном леспромхозе, супруга Александра Михайловна работала в поселковой больнице зубным врачом, сыновья (всего их трое, Николай второй по счету) учились в школе. «Колька шустрым мальчишкой рос, все любил куда-нибудь бегать, ну и хулиганил, конечно», – вспоминает бывший сосед будущего космонавта, водитель лесовоза Юрий Шевеляк. «Помню, после того как семья переехала в Московскую область, Николай приезжал в Кирю на каникулы. Но здесь же постоянно по хозяйству трудиться надо. И вот Коля заметит проезжающего мимо Юрия, тут же попросится к нему в кабину. И они уезжают на весь день в лес», – говорит еще один местный житель Александр Гордеев (ныне глава сельского поселения, доверенное лицо депутата Госдумы России Н. Бударина).
Что же касается идеи с домом-музеем трижды летавшего на околоземную орбиту Героя (кстати, позывные Бударина были «Родник» и «Кристалл»), то впервые она родилась у педагогов Кирской средней школы. Собирая памятный уголок знаменитых земляков, энтузиасты вдруг обнаружили, что зримых артефактов проживания в поселке Николая Михайловича не осталось. Ну разве что сам порядком обветшавший домик размером 6х9 метров. Да и он давно перешел в чужую собственность. Вот и связались энтузиасты с Героем России, взяли с него обещание поделиться кое-какими экспонатами. А затем выкупили домик, обновили сруб, подготовили план строительства музея, даже определились с месторасположением бани, куда Бударин может время от времени приезжать, чтобы от души попариться.
Теперь они ждут не дождутся схода снежных сугробов, чтобы приступить к работе. «Будем в музей школьников водить, устраивать экскурсии для туристов», – говорит Александр Гордеев.
Ну а в самом Алатыре тем временем отнюдь не пустует здание школы, где некогда учился еще один летчик-космонавт СССР, гордость всего Дагестана Муса Манаров. Здесь уроженец Баку, сын военспеца одного из промышленных предприятий окончил выпускной класс и остался в памяти тогдашних девчонок этаким жгучим красавцем. Правда, пять лет назад общеобразовательное учебное заведение поменяло профиль, стало городской школой искусств. И пришлось порядком потрудиться, чтобы заставить здание, что называется, «зазвучать». Так, по словам директора школы Надежды Тютиной, когда переделывали спортивный зал в концертный, то для большей акустики половину сцены начинили битым стеклом. «По всему городу собирали бутылки подобно бомжам», – смеется Надежда Александровна.
И теперь вновь на новом витке собственной жизни альма-матер Мусы Манарова «выпускает на орбиту» талантливую алатырскую молодежь. Скажем, одна из гордостей местной школы искусств Анастасия Нефедова ныне обучается по классу скрипки в Нижегородской консерватории у знаменитого педагога Софии Пропищан. А другой «птенец» Иван Сарсков активно осваивает композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. «Больше всего Ване (а он относится к классической музыке очень серьезно) не нравится, когда его заставляют писать сочинения на тему «Пыль на табуретке», – пожаловалась корреспонденту «СЧ» мама парня Татьяна Сарскова. Но, как говорится, хочешь постигать разные тонкости любимой профессии, научись не брезговать и подобным ремеслом. А то ведь в жизни пригодиться может всякое.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.