Даже странно: Николай Глухов окончил в Йошкар-Оле лесотехнический, а марийского языка не знает. А ведь глава Батыревского района слывет полиглотом (наша встреча с Николаем Ивановичем состоялась, когда он руководил районом). Лихо он изъясняется на родном чувашском, а также на русском и татарском языках. Неужели по молодости ленился? Оказывается, на то были объективные причины: коренных марийцев в их столице раз-два и обчелся, поговорить не с кем. А без общения, лишь по книжке язык не выучишь.
На недавнем совещании по вопросам взаимодействия с религиозными объединениями Н.Глухов отчитался по бумажке. Говорил правильно, называя десятки мероприятий по теме. Так и разошлись бы, напичканные официозом. Если бы вдруг один из организаторов встречи не ляпнул, что в Батыревском районе светской власти трудновато контролировать ситуацию. На что Николай Иванович заметил: «У нас район не сложный, а многонациональный и многоконфессиональный. В этом, по-моему, своя прелесть».
И тут его понесло. Наговорил еще на целых два доклада. Делился наболевшим, не обходя острых углов. Признал, что в районе есть такие личности, которые «используют недоработки в политических целях, перетягивают одеяло на себя, ведут интриги и на этой почве пытаются поссорить Ивана с Магомедом и наоборот». Приходится администрации и этим заниматься.
Глава вспомнил, как лет девять назад на встрече с Президентом республики одна женщина встала и сказала, мол, в Батыреве зажимают татар. «Николай Васильевич поворачивается ко мне, – сообщил подробности Н.Глухов, – и спрашивает: «Каким образом вы их зажимаете?» Отвечаю, не знаю, в первый раз слышу. Тогда он обращается к женщине, просит ее рассказать, в чем дело. Она жалуется, что в райцентре не преподают на татарском языке, того и этого не делают. Вставляю слово, объясняю, что никогда и ничего не запрещаем. Если в Батыреве кому-то неудобно, то через дорогу, в Шыгырданах, все разрешается. А если есть проблема учить на татарском языке в Батыреве, то мы откроем факультатив по изучению татарского языка и культуры». Николай Иванович посоветовал той женщине в следующий раз привести с собой родителей, которые хотели бы так учить своих детей. Жалобщица перестала ходить в кабинет.
И второй острый вопрос был, что в районе много строится мечетей, а церквей, наоборот, мало. Пришлось главе поговорить с православными начистоту. Он сказал следующее: «Мы молимся в основном в неделю раз и по нашим великим христианским праздникам. А мусульмане молятся в сутки по 6–7 раз. Это надо понимать. Они нуждаются в так называемой шаговой доступности к храму. Представляете, в Шыгырданах почти семь тысяч жителей. И из одного конца села в другой – почти пять километров. Как бабаю быть в такой ситуации?»
Оказывается, у Н.Глухова есть знакомый старец – друг семьи, к которому всегда ходит за советами. Ему уже 98 лет, Николай Иванович знает его лет 40 через своего отца-чуваша. Тот учился в Шыгырданах и знает в совершенстве всю татарскую культуру, «когда он играет на гармошке, все татары пляшут». Тогда средних школ было мало, поэтому он учился три года среди татар. Бабай ответил мудро: «Как можно мне, старику, успеть к молитве, если в большом селе всего одна мечеть». Сегодня там уже шесть мечетей и просят разрешение на открытие седьмой.
На территории Батыревского района действует 31 зарегистрированная религиозная организация – 13 православных и 18 исламских.
Любопытный случай произошел, когда владыка Варнава посетил дом муфтия Альбир-хазрата Крганова. Всю эту бытовую культуру мусульман, молитвы, общение в семье с детьми увидели священники. Но едва они переступили порог, маленький сын муфтия убежал, столкнувшись со святыми отцами с бородами и большими крестами. Наверное, малыш просто испугался, так как до этого никогда не видел вблизи православных священнослужителей. Теперь он подрос и знает, что эти дяди – друзья его отца. «Понял и я, что и на бытовом уровне необходимо взаимопонимание, заинтересованное познание культур. А подстрекателей разных мастей надо пресекать, будь они мусульманской веры или православной», – подчеркнул Н. Глухов и рассказал поучительную историю.
Однажды молодежь не поладила с милиционерами. В Шыгырданы понаехало немало ведомственных начальников, говорят, надо силу власти показать, примерно наказать виновных. Кое-как глава района упросил поступить по-иному. Тогда собрали в сельском клубе всех аксакалов. Человек сто пришли. Поговорил с ними Николай Иванович где по-татарски, где по-русски или по-чувашски. Обратился к одному из бабаев с упреком, мол, почему тот не следит за внуком? Надо и внуками заниматься, а не только в мечеть ходить. После открытого и далеко не спокойного обмена мнениями Глухов успокоил приезжих начальников: «Сейчас бабаи пойдут домой. К завтрашнему утру никто в селе шуметь не будет». Действительно, так и случилось. Вот так, без разборок светская власть должна находить общий язык с верующими.
В Батыревском районе живут и узбеки, ведь Ташкент был любимым городом наших мусульман. Теперь многие семьи назад вернулись. Но дети – не граждане России, хотя ходят в наши школы. Целая проблема возникла. Приходит как-то на прием к главе старик и плачет: сыну дочери, вышедшей замуж за узбека, не выдают аттестат. Целая трагедия. На запросы в той стране отвечают уклончиво. Пришлось дойти до министра внутренних дел республики. Н.Глухов предупреждает: такие истории могут возникнуть в любом районе, когда туда приедут граждане другой национальности и другой веры. Следовательно, глава сельского поселения должен быть начеку, чтобы вовремя помочь.
Смешанными браками никого не удивишь. Сплошь и рядом возникают ситуации: была Галя, а в татарской семье стала Гуля. Ничего удивительного, что многие родители своих детей из Шыгырдан везут в детские садики соседнего Турунова или других чувашских деревень. Дошкольные учреждения там были полупустые, теперь свободных мест нет. Подобная картина наблюдается по всей округе. «Недружно жить нам просто невозможно. А наши дети с малых лет все три языка могут назвать родными: чувашский, татарский и русский», – подчеркнул Н. Глухов и рассказал почти анекдот, как иногда пользуются его фамилией. Руководителем аппарата Духовного управления мусульман Чувашии стал человек с фамилией очень уж известной в Батыревском районе – тоже Глухов. Ферид – татарин, и ничего, хорошо живет под русской фамилией. «Однажды он ввел в заблуждение моего друга Кияма, обратившись к нему с прошением о выделении лимита газа для одной из мечетей. Тот бумагу подписал и сразу же позвонил мне. Поинтересовался, чего это вдруг я перешел на другую работу?»
Еще один характерный штрих. Н. Глухов убежден, что вопросы развития территории лежат, конечно же, через культуру. В Батыреве «районка», например, выходит на двух языках. На чувашском пишут о татарах, а на татарском – о чувашах. На селе одинаково любимы и популярны песни и танцы всех народов-братьев. Никто и не задумывается над тем, а какой национальности самодеятельные артисты. В музыкальной школе, например, никто не делит детей по вере и языку. Все вместе сегодня разучивают татарские мелодии, завтра – чувашские. «Мы дошли до такого уровня, что у нас единственный путь – развиваться дальше только в гармонии и взаимопонимании. Проблемы создают люди, а власть должна их правильно регулировать. Умение любить живущего рядом с тобой – это дар Божий, – заметил Н. Глухов. – Вот так и живем. И по-другому жить никак нельзя в нашем Батыревском районе».