В Чувашском театре юного зрителя подвели итоги Межрегионального фестиваля «СеспельФЕСТ»

От сказки и притчи до экосказки и драмеди

Слово «Minecraft», происходящее от английских глаголов «mine» (добывать) и «craft» (создавать), известно каждому современному школьнику и студенту. Так называется популярная компьютерная игра, участникам которой предлагается самим моделировать пространство и строить мир виртуальной реальности. Однако кто бы мог подумать, что ее персонажи органично смотрятся не только на дисплее, но и в зеркале сцены, а интерфейс с кубическими блоками вполне подходит для декораций. Недаром спектакль «Суперзаяц и браконьеры», завершивший в минувшую субботу VIII Межрегиональный фестиваль национальных театров юного зрителя и молодежных театров «СеспельФЕСТ», отмечен дипломом в номинации «Лучшая сценография».
Помимо главного художника Чувашского театра юного зрителя имени М. Сеспеля, заслуженного работника культуры Чувашии Ларисы Комиссаровой к сценическому оформлению постановки, премьера которой состоялась в мае нынешнего года, приложил руку режиссер Дмитрий Петров. Специальными призами жюри также награждены композитор, заслуженный деятель искусств Чувашии Лолита Чекушкина и актер Анатолий Анисимов. По словам создателей, «Суперзаяц и браконьеры» — не просто сказка, а экосказка, поскольку посвящена теме защиты окружающей среды и Году экологической культуры и бережного природопользования в Чувашии.
Жанровая палитра фестивальной программы вообще удивила свежестью, многогранностью и нетривиальностью. И если спектакли Горномарийского драматического театра «Приключения козлят» и Нижегородского театра юного зрителя «Огниво» в емкой, многоплановой трактовке Владимира Золотаря, названного лучшим режиссером фестиваля, — это сказки, то постановка Марийского театра юного зрителя «Звериные (зверушкины) истории» заявлена как драмеди. Вобрав в себя элементы комедии и драмы, она построена на смысловых и эмоциональных контрастах, заставляя нас взглянуть на общеизвестные жизненные постулаты с разных ракурсов и открыть для себя неочевидное в очевидном, неоднозначное в однозначном.
«Амбивалентность» тут выражена и в том, что некоторые актеры играют сразу по нескольку ролей. Так, например, Динар Сергеев, удостоенный специального приза жюри наряду с артистами из Нижнего Новгорода и Козьмодемьянска Кариной Хуртиной, Анатолием Чухновым и Михаилом Анисимовым, одновременно отвечает за образы сурка и утконоса. «Трудно переживать одиночество, трудно заставить себя услышать, трудно критически мыслить, когда вокруг кричат, что все в порядке, трудно строить отношения, трудно найти себя. Причем эти проблемы — типичные, вечные для людей, а главное — очень важные для подрастающего поколения. Звери здесь больше, чем просто звери, они — прообраз человека и его поведения в обществе», — отмечают в театре.
Говорить о сложном доступно и легко, дабы найти общий язык с молодежью — такого принципа всегда придерживался режиссер Иосиф Дмитриев-Трер, которому посвящен фестиваль «СеспельФЕСТ». Звезда Михаила Сеспеля, чье 125-летие отметили на днях в Чувашии, освещала весь творческий путь Иосифа Александровича, с его именем связаны наиболее яркие достижения и профессиональные взлеты мастера. В 1970 году Дмитриев сыграл поэта-трибуна в фильме «Сеспель», снятом в Киеве на Национальной киностудии имени А. Довженко. В 1996 году был удостоен премии имени Михаила Сеспеля, одной из самых престижных в области литературы и искусства. А в 2013 году выпустил спектакль «Чĕрĕ Сăмах» (Творящее Слово), в который вошли образцы поэтического наследия земляка (постановка одержала победу на республиканском конкурсе «Узорчатый занавес»). Кстати, на этот раз наряду с российскими театральными критиками Диной Давлетшиной и Виктором Шрайманом в фестивальное жюри была приглашена супруга Иосифа Дмитриева, известный в республике хоровой дирижер Юлия Дмитриева.

Опубликовано: 25 ноября 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.