Из точки невозврата в точку ноль

Пандемия коронавируса дала толчок съемкам картин о смертельных болезнях и людях, которые встают у них на пути: врачах и ученых. Новый сериал НТВ «Точка ноль» по качеству сценария не дотягивает до «Нулевого пациента», «Лихорадки», «Эпидемии», «Дыхания», но тем не менее проблемы поднимает важные и все равно умудряется держать зрителей у экрана.

Режиссер — Сергей Пикалов,
серий — 10,
места съемок: Башкортостан, Новосибирск, Москва, Московская область

Хотя некоторые эпизоды хочется просто вырезать. Убрать пару-тройку совершенно ненужных героев, сократить с десяти серий до шести. Тогда получилась бы крепкая динамичная история, потому что главным недостатком фильма кажутся даже не моменты из разряда «в жизни так не бывает», а именно его затянутость. Вообще очень важно вовремя поставить точку. Здесь же у сериала как будто три концовки, а самая последняя сцена и вовсе выглядит мелкой местью создателей отрицательному персонажу.

Весь сюжет строится вокруг героини Марины Александровой — ученого-вирусолога Анны Марковой. На машине своего начальника и любовника она сбегает из Москвы в Новосибирск, в научную лабораторию, которая занимается изучением патогенов. Анна в силу своего характера (про таких говорят: им больше всех надо) впутывает себя и коллег просто в криминальную историю. Один из мясокомбинатов Алтайского края вывозит отходы производства в лес рядом с деревней Кедровка. А мясо закупает в Латинской Америке. Чтобы Россельхознадзор ничего не заподозрил, сотрудники мясокомбината представляют на ветеринарный контроль совсем другие образцы мяса.

Сергей Маховиков сыграл старосту Кедровки, охотника, который обнаружил в лесу тело лисы, покрытое бубонными язвами, и закопал его, никому ничего не сказав. Фото Кинопоиск.ru

Казалось бы, задача вирусологов — изучать биоматериал, выявлять патогены, работать в лаборатории, а не вести полевые расследования и в прямом смысле бегать за потенциальными разносчиками инфекции. Оставив коллег у дверей мясокомбината, Анна, ничего им не объяснив, едет с местным фельд­шером Егором искать эту свалку отходов. Первой ее обнаружила блогер Софья, она приехала в Кедровку в гости к своей тетке и ради эффектного видео ходила среди мух и костей животных. Она же стала и первой жертвой неизвестной болезни.

Анна очень вовремя приезжает в Кедровку и пытается ввести карантин. И это в деревне, где лечатся травами, алкоголем и молитвами и совершенно не доверяют врачам. Где амбулаторию давно закрыли, и местные жители все оттуда вынесли, вплоть до межкомнатных дверей. Для накала действия сотовая связь не работает — вышку кто-то свалил, а «буханка» Егора, на которой они приехали в Кедровку, перестала заводиться. Транспорт местного населения тоже не на ходу. Сообщить коллегам, где она и что здесь есть заболевшая девушка, Маркова не может. Весь удар Анна берет на себя. Причем ладно бы у нее была харизма лидера: сказала — все послушались, но ей невероятно тяжело убедить сельчан сидеть дома и не общаться друг с другом. Более того, она разговаривает, как робот, какими-то инструкциями и даже не пытается быть приятной в общении. Создатели фильма зачем-то решили, что у героини должны быть еще и проблемы с дикцией. А то мало других раздражающих зрителей моментов.

Съемки на Алтае группа не потянула финансово и отправилась в Белорецкий район Башкортостана. Смены начинались с того, что с площадки с помощью сигнальных ракет отпугивали диких животных. Фото Кинопоиск.ru

После коронавируса кинематограф начал поднимать вопрос из профессиональной плоскости врачей: лечить нужно согласно разработанным Минздравом протоколам или в критической ситуации можно отбросить все инструкции и действовать, исходя из собственных знаний и опыта, так, как велит сердце? Конечно, есть уголовная ответственность, но есть и моральная: ты сделал все, что мог, чтобы пациент не умер, или соблюдал протокол? Этот выбор в сериале приходится делать многим героям. Бывший любовник и московский начальник Анны Аркадий действует согласно инструкции. Прежде чем ввести людям сыворотку на основе корня солодки, которая способна облегчить течение болезни, он должен проверить ее на мышах. Да, люди умирают и дорог каждый час, но так положено. Можно ли его за это осуждать?

Анна идет по ложному следу, подозревая у кедровцев туляремию. Ее разносят грызуны и насекомые. Сериалы про эпидемии хороши тем, что объясняют способы заражения и цепочку распространения. Начинаешь изучать, и оказывается, туляремия может возникнуть где угодно. Специалисты Роспотребнадзора постоянно берут пробы на наличие этой бактерии в воде, почве, испражнениях животных. За последние 15 лет в Чувашии было зафиксировано всего два случая, и то у людей, которые вернулись со сплава по реке Урал.

Марина и Марин снова играют влюбленных

 

Вообще в этой производственной драме из жизни вирусологов есть и любовная линия. А для любви, как известно, нет инструкций и препятствий. Герой Сергея Марина, сотрудник новосибирской лаборатории Иван Смирнов, идет к Анне в грязную зону. Деревня уже обнесена забором, военные установили блок-посты, но он должен быть рядом с любимой женщиной, хотя она даже не подозревает, что нравится ему.

Вообще у Марина здесь образ идеального мужчины: умного, надежного, спокойного, готового на любой риск, да еще и привлекательного внешне. У Александровой и Марина уже был дуэт в сериале «Екатерина», где она сыграла императрицу, а он — Григория Орлова.

Этих двух линий: любовной и полудетективной с выяснением, что за неизвестный вирус, который стремительно распространяется воздушно-капельным путем и летальность у него такая, что «ковид покажется цветочком» — уже хватило бы, чтобы зацепить зрителей. Но создателям этого, видимо, показалось мало. Они наделили обоих главных героев тяжелым багажом: у Вани во время эпидемии лихорадки Эбола в Африке умерла возлюбленная, тоже вирусолог. И он ничего не смог сделать для ее спасения. Маленькая племянница Анны подхватила редкую для Москвы лихорадку денге. Слишком поздно Маркова определила возбудителя и тоже не смогла простить себе смерть девочки.

Акцент в сериале смещен не на переживания местных жителей во время беды, а на действия вирусологов в экстремальной ситуации, поэтому главные герои именно ученые. Фото Кинопоиск.ru

Но, видимо, линии, что судьба всегда дает людям второй шанс, сценаристу Кириллу Притуле показалось мало. Для пущей убедительности эта мысль повторяется еще и в отношениях руководителя лаборатории Татьяны Фокиной с ее взрослым сыном. Наталья Рогожкина как будто телепортировалась со съемочной площадки «Холопа 2». Не меняя ни прическу, ни интонации, она продолжает эксплуатировать образ одинокой, строгой начальницы, для которой работа важнее семьи. История ее отношений с сыном (оказывается, у него все проблемы в жизни из-за того, что он обделен вниманием матери) кажется абсолютно лишней, отвлекающей от главных героев. Более того, после исчезновения Марковой (когда та, ничего никому не сказав, поехала искать свалку отходов) Фокину отстранили от работы. Но она то и дело появляется в лаборатории, где изучают неизвестный патоген. Кто ее туда пропустил? Это режимный объект с охраной.

В отсутствии руководителя, Вани и Анны поиском возбудителя странной болезни занимается совсем зеленая молодежь. Профессиональный уровень там такой, что эти юные вирусологи путают температуру вызревания бактерий. И это в условиях жесточайшего цейтнота. Два очень симпатичных парня Витя и Леша оказывают знаки внимания довольно обычной девушке Свете, которая не отличается ни красотой, ни умом, ни преданностью работе. В реальной жизни такая компания вряд ли сумела бы обнаружить патоген. Они выглядят студентами, которые после лекций закрылись в лаборатории и чего-то там химичат, пока не видят преподаватели.

Евгений Мундум воплотил очень живой и яркий образ деревенского алкоголика Матвея, помешанного на пришельцах. Фото Кинопоиск.ru

В первых сериях они не очень-то хотят ездить по моргам и мясокомбинатам, но в критической ситуации все-таки становятся командой. Сплочение коллектива, как и умение жертвовать личным ради работы, — неотъемлемая часть любой производственной драмы, но, может, стоило сделать героев немного постарше? Что это за серьезный научный центр, где сотрудникам нет и 30-ти? Зачем понадобился эпизод с поездкой вирусологов в Казахстан, где тоже возникло подозрение на кедровскую болезнь? Что он дал для общей канвы сериала?

Привет из 90-х

 

Но и это еще не все петли, которые должны затянуть зрителей в пучину сюжета! Героем совершенно отдельной криминальной ветви в духе сериалов НТВ стал староста Кедровки Константин Ефремов в исполнении Сергея Маховикова. Не веря в помощь медицины, он увел свою семью в лес к шаманке. Успел, пока в деревню не приехали санитарные врачи и военные. У жены в пути появились признаки заболевания. Чем лечили ее в условиях похода муж и дочь? Самым верным средством от любого вируса: чаем с алтайскими травами. В этой части история еще работает на общий сюжет: как люди, не подумав, подвергают смертельной опасности себя и других — становятся разносчиками инфекции.

Новосибирск был выбран местом действия отчасти потому, что в его пригороде Кольцово расположен Центр вирусологии «Вектор», где была разработана одна из вакцин от коронавируса. Фото kino-teatr.ru

Но дальше начинается криминальный треш: в лесу появляется старый знакомый Ефремова из 90-х. И в производственную драму вплетается история двух бывших бандитов.

Думаете, это все? Нет! Если уж вспомнили про 90-е, то как же без НЛО? Один из самых колоритных жителей деревни алкоголик Матвей (Евгений Мундум) все время замеряет зашкаливающий уровень радиации и уверяет односельчан, что это от визитов пришельцев. Несколько лет назад он видел в небе светящиеся шары. Будет момент, когда Матвею тоже придется выбрать: помочь ненавистным вирусологам или улететь с пришельцами, то есть исполнить давнюю мечту. А Анне придется разбираться еще и с радиацией.

Удивляюсь, как Марина Александрова согласилась участвовать в таком проекте? Он стал вызовом для актеров еще и потому, что в подавляющем большинстве сцен они снимались в защитных костюмах и масках. И это летом. Александровой еще пришлось изображать героиню в бреду, когда у Анны температура поднялась выше 40, и к ней, как видения, начали приходить ее близкие. Этому посвящена вся восьмая серия. Ладно бы, каждый персонаж пришел по разу, но нет, друг за другом по кругу, и так целых 45 минут. И здесь уже такая психоделия, что хочется перемотать не глядя.

От рабочего названия «Эпицентр» режиссер и продюсеры отказались в пользу «Точки ноль». Это не только событие, с которого пошло заражение, но и шанс начать все с чистого листа. Только для этого, считают создатели сериала, нужно первым делом простить себя, а потом уже спасать мир.

Опубликовано: 2 мая 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.