«Нормальными нам быть необязательно». А скучными, значит, можно?

Александру Яценко очень подходят роли простых русских мужиков, которые кажутся простодушными, бесхитростными, в чем-то даже наивными, но при этом идут к своей цели, веря в себя и не замечая препятствий. Такой современный образ Ивана-дурака. Очень редко Яценко играет отрицательных персонажей, и то они получаются такими обаятельными, что понимаешь: герой в глубине души хороший, просто ему не повезло с обстоятельствами. В фильме «Ненормальный», который сейчас идет в кинотеатрах Чувашии, нам предлагают выбрать, на чью сторону встать — Юрия, героя Яценко, или его пасынка Николая. К сожалению, получился выбор между лучшим и хорошим. 

Режиссер — Илья Маланин,
продолжительность — 1 час 43 минуты,
места съемок: Шанхай, Новороссийск, Москва

Режиссерский дебют молодого актера

 

На большой экран вышла драма, в которой нет самого главного: драматизма. Добрый, правильный фильм без отрицательного персонажа, а конфликт между отчимом и пасынком выглядит короткой вспышкой подросткового бунта. Ну какое кино без конфликта, перипетий и саспенса? Вроде и выстроено все логично, но не хватает накала эмоций. И как бы Яценко ни старался изображать из себя человека, который стремится стать Коле настоящим отцом и, как в коконе, держит его в плену своей опеки и заботы, одному исполнителю кино не вытянуть. А создатели ему в этом не помогли никак. Ладно, 30-летний Илья Маланин вообще-то актер, и этот фильм его режиссерский дебют в полном метре, но сценарий-то писали люди не с улицы — Роман Кантор («Мастер и Маргарита», «Серебряные коньки») и Сергей Козин (мини-сериал «Номинация»). Они-то с законами драмы должны быть знакомы.

Действие разворачивается параллельно в двух временных отрезках: в наши дни, когда Юрий с 18-летним Колей (Илларион Маров) летят в Шанхай на международный конкурс пианистов имени Шопена, и 10 лет назад, когда Юрий берется поднять мальчишку на ноги, потому что влюбился в его мать. Глядя на Яценко в этой роли, целеустремленного, правильного и оттого довольно занудного, понимаешь, что у Коли нет других вариантов, как встать и пойти. Вообще-то с диагнозом митохондриальная миопатия такие чудеса почти не случаются, но в начальных титрах нас уверяют, что фильм вдохновлен реальной историей.

Правда, «Ненормальный» — это не столько история преодоления болезни, сколько рассуждение на тему, как тяжело бывает повзрослевшим детям сепарироваться от своих родителей и посметь не воплотить в жизнь их мечты. И здесь вновь звучит старая как мир мысль, что позиция по-настоящему мудрого отца заключается в трех словах: «Делай что хочешь». А мудрой матери — «Иди куда хочешь».

На этом действительно можно было бы выстроить сильный эмоциональный сюжет, но Юрий очень быстро все осознал и отпустил Колю. Юноше всего-то и понадобилось сбежать на одну ночь из гостиничного номера, чтобы покататься на велосипеде по открыточному Шанхаю, бросить в лицо Юрию фразу: «Ты мне не отец, а надзиратель, ты все за меня решаешь: с кем мне общаться, с кем не общаться, что играть, что не играть!» И все — тот сдался и помудрел прямо на глазах. 

Конфликт гаснет, не успев вспыхнуть

 

Причем всполохи конфликта то и дело начинают пробиваться, но сценаристы быстро их гасят. Вот несколько моментов, из которых можно было бы вырастить настоящее противостояние героев, но все уходит в песок. Появляется конкурент Коли — местный пианист-блогер, у которого, судя по численности населения Китая, не миллионы, а сотни миллионов подписчиков. Коле нравится, как он играет «своего» Шопена, но Юрий начинает подливать масла в огонь: «Он выпендрежник, он думает не о музыке, а о себе». Вот сейчас будет битва виртуозов, этот китаец сотрет нашего Колю в порошок! Он же не знает, через что пришлось пройти герою, чтобы оказаться в этом концертном зале. Но, увы… В рецензиях, к сожалению, тяжело обойтись без спойлеров, но, по крайней мере, не буду писать, чем окончатся эти сцены.

Съемки проходили в Наньтунском концертном зале Шанхая. Вместе с российской командой работала и китайская, состоящая из 300 человек, и на площадке, несмотря на присутствие переводчиков, то и дело возникали трудности со взаимопониманием. Фото kino-teatr.ru

Вот Юрий ночью, потеряв Колю, ввязывается в драку с шанхайскими подростками. Так давайте отметелим героя, развернем этот эпизод, чтобы уже Коля наутро искал отчима и от переживаний за него не мог играть в самом важном третьем туре конкурса и ругал себя, что сбежал из отеля.

Или вот хороший сюжетный ход: Юрию не нравится симпатичная переводчица Анна, с которой не сводит глаз Коля. «Может, ее специально к нам приставили, чтобы она тебя отвлекала, и победил этот выпендрежник?» — Юрий мог бы заложить такую мину замедленного действия. Несколько странных поступков Анны, и мы бы тоже начали ее подозревать.

Ладно, из политических соображений китайцы не могут быть отрицательными персонажами. Давайте тогда поищем антагонистов среди своих. Бабушка мальчика в исполнении Надежды Маркиной не верит ни в бескорыстность Юрия, ни в то, что придуманная им для Коли гимнастика и приспособления для игры на пианино помогут. Какое противостояние здесь можно придумать! Но она даже не пытается разговаривать с дочерью на тему «Ты вообще кого в дом привела, не угробит ли он нашего Коленьку?»

Может, в детстве есть драматичный эпизод? Точно, есть! Коля, только научившийся ходить без ходунков, просится поиграть с дворовыми мальчишками в футбол, и они сразу же ставят его на ворота. Неужели сценаристы всерьез думали, что в этот момент у зрителей кровь застынет в жилах? Мы заранее знаем, что все будет хорошо: прилетел же Коля в Шанхай и ходит на своих ногах, а не ездит в инвалидном кресле.

Законы драмы? Игнорируйте их!

 

Слишком слабоваты перипетии и мелковаты вот эти «вдруг», когда появляется новое препятствие или новый герой с новой информацией, которая меняет обстоятельства и движение сюжета. Жил себе мальчик со страшным диагнозом, и вдруг в его жизни появился Юрий, и началось движение не в темноту, а к свету. И вот новое «вдруг» — мяч летит в ворота — на Колю, и вектор движения меняется на противоположный. А тут еще врач советует отдать мальчика в интернат и не бороться за него. Дайте нам по-настоящему забеспокоиться. Мы же идем в кино за эмоциями. Но нет…

Очаровательную переводчицу, которая тоже увлечена музыкой, сыграла Сюй Шиюэ. В Китае она стала известной благодаря съемкам в дорамах — особом виде азиатских сериалов. Фото kino-teatr.ru

И, конечно, на этом фоне не находится другого конфликта как между Колей и Юрием, но зрителей не обманешь: мы понимаем, они не антагонисты друг другу. Нет здесь настоящего столкновения людей разных поколений. Даже в хорошем, добром кино, если оно претендует на то, чтобы его смотрели и пересматривали, никто не отменял законы жанра, которые вывели еще древние греки, и за две с половиной тысячи лет никто не придумал новых. Здесь же не драма, как заявлено в релизе, а сахарный сироп. Интрига в фильме только одна: выиграет Коля конкурс или нет. Но на самом деле и это не так важно, потому что его победа уже в том, что он в нем участвует.

В фильме есть интересные мысли о критериях нормальности: «Нам нормальными быть не обязательно, нам главное — быть здоровыми». О том, что правильно, а что нет: «Импровизация — это для лентяев, каждый сможет. Нужно играть по нотам, как задумано композитором». О том, как важно, когда родители в тебя верят: «Не нужны нам ни школы, ни консерватории! Мы сами всего добьемся: ты и я».

А еще много классической музыки в исполнении пианиста-дублера Андрея Булатова, «подарившего» свои руки Коле, и даже подзабытая песня Витаса, ставшего в Китае невероятно популярным. «Это самый известный русский певец», — объясняет Анна, но Коля в силу возраста даже не слышал такого имени.

Наверное, самая большая удача фильма — приглашение на главную роль Александра Яценко. Ради него многие чебоксарцы, поклонники актера, и пошли в кино. Отчим-зануда у Яценко получился очень правдоподобным, и, возможно, это перевоплощение отметит и жюри какого-нибудь кинофорума. В марте в Ханты-Мансийске на XXII Международном фестивале кинодебютов «Дух огня» фильм уже получил специальный приз «За сохранение культурных традиций».

Опубликовано: 10 апреля 2024 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.