Учреждения на пороге перерождения

В минувший четверг продолжила работу очередная, двадцать восьмая, сессия Госсовета Чувашии. Первым делом депутаты утвердили предложенные правительством изменения в Закон «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан». Ежемесячная денежная выплата инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, будет увеличена с 390 до 650 рублей.
А основную часть своего рабочего времени народные избранники потратили на обсуждение доклада главы Минфина, вице-премьера Н. Смирнова и других министров о планах по реализации в республике принятого недавно Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». За этим скучным названием федералы замаскировали масштабную реформу, которая затронет все бюджетные учреждения страны, а значит, коснется каждого из нас.
В чем ее суть? Бюджетные учреждения разделят на три типа – казенные, бюджетные (или «необюджетные», как уже прозвали их газетчики, чтобы не путаться) и автономные. Казенные мало отличаются от тех бюджетных учреждений, что существуют сегодня. Они финансируются по смете, как и сейчас, а все их счета находятся в казначействе. В казну будет отправляться и возможная прибыль. «Необюджетные» учреждения будут выполнять государственные и муниципальные задания на оказание услуг в сфере здравоохранения, образования, культуры, получая субсидии из соответствующих бюджетов. Но сверх «госзадания» они имеют право оказывать и дополнительные услуги. Деньги за эту работу будут поступать в их полное распоряжение. Третий возможный вариант – автономные учреждения. Они получат еще больше независимости – в отличие от казенных и бюджетных организаций их счета могут вестись в коммерческих организациях.
Задумана эта реформа для повышения эффективности бюджетных учреждений. Ведь сегодня, по сути, финансируются не государственные и муниципальные услуги, а сеть многочисленных учреждений по их оказанию. Причем качество этих самых услуг мало зависит от количества потраченных государством денег. Теперь же у «бюджетников» должны появиться стимулы для сокращения внутренних издержек, а также изыскания дополнительных доходов.
До 1 июля 2012 года устанавливается переходный период по реализации нового закона, и за оставшееся время каждый субъект федерации должен принять уйму законодательных и нормативных документов. «Но самое главное, страна наконец-то подошла к подлинной реформе бюджетных организаций, совершив переход от финансирования сети к финансированию услуг», – закончил Н. Смирнов.
Как министр финансов, Николай Васильевич, конечно, не может не приветствовать такой «адресный» подход к расходованию бюджетных денег. Но благие намерения, увы, не всегда приводят к ожидаемым результатам. Кто будет определять объем пресловутых «бюджетных обязательств»? Не станут ли теперь школы и больницы всеми правдами и неправдами сокращать количество бесплатных услуг, чтобы увеличить свои доходы? Не приведет ли новый порядок к разбазариванию государственного и муниципального имущества? Наконец, не начнут ли «убыточные» бюджетные учреждения просто закрываться одно за другим? Эти вопросы задают сегодня очень многие, и не только у нас в республике.
Вряд ли кто из серьезных людей возьмется утверждать, что такая сложная реформа пройдет, что называется, без сучка, без задоринки. Но самые явные сомнения наши министры постарались развеять. Размеры и объем публичных обязательств будут ежегодно утверждаться Госсоветом и закрепляться в законе о бюджете, так что никакой самодеятельности чиновников, по словам Н. Смирнова, в этой сфере быть не должно.
Министр образования и молодежной политики Г. Чернова напомнила, что закон об автономных учреждениях появился несколько лет назад, и в этом «режиме» уже работают девять образовательных учреждений республики. Ни один из их руководителей пока не выразил по этому поводу сожаления, жалоб от коллективов в профильном министерстве тоже не получали. Сокращения количества бесплатных образовательных услуг нигде не произошло, госзадание выполнено. Зато доля внебюджетных доходов выросла в среднем на 17 процентов.
Примерно к таким же результатам появление автономных учреждений приводит в отраслях здравоохранения и культуры, о чем рассказали соответствующие министры. А глава Минимущества О. Шайнога заверил собравшихся, что обанкротить бюджетное или автономное учреждение невозможно.
После бурного обсуждения, в ходе которого народные избранники озвучивали самые разные мнения по поводу федеральных законодательных инициатив – от однозначного одобрения до криков «Нет, нет и нет этому чудовищному закону!», проголосовали за единственно возможное в данных условиях решение – принять информацию к сведению. Все равно закон федеральный, и отменить его на уровне региона не получится даже при сильном желании. Остается исполнять – пользуясь возможностями, которые он открывает, и сводя к минимуму риски.



Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.