Завтра откроется Чебоксарский международный кинофестиваль. Показы будут проходить на 19 площадках, но основной станет кинотеатр «Волжский». Президента кинофестиваля, директора концерна «Мосфильм» Карена Шахназарова снова не будет, в состав жюри включен его сын Иван, который пошел в кино по стопам отца. Зато у нас есть возможность познакомиться с новым фильмом Карена Шахназарова «Хитровка. Знак четырех». В кинотеатрах республики он идет уже неделю. Из-за криминального сюжета некоторые зрители окрестили картину «Хитровка, 38».
О чем кино?
В основе реальный исторический факт, как в 1902 году Константин Сергеевич Станиславский, репетируя роль Сатина в пьесе Горького «На дне», за правдой жизни отправился «на экскурсию» по трактирам и ночлежкам знаменитой Хитровской площади. В фильме основатель Московского Художественного театра Немирович-Данченко приставил провожатым к другу и коллеге журналиста, писателя Владимира Гиляровского. К тому времени уже вышли его очерки с натуры «Трущобные люди», «Московские нищие», да и в силу своего народного происхождения Гиляровский был на Хитровке если и не своим, то точно не чужим человеком.
В трактире «Каторга», завороженный то ли вокалом девушки по прозвищу Княжна (Анфиса Черных), то ли видом ее декольте, Станиславский просит Гиляровского познакомить их. И непонятно, что затянет его на Хитровку в следующий раз: желание распутать убийство или возможность увидеть Княжну. Создатели фильма уверяют, что эта девушка тоже персонаж исторический, она упоминается в очерках Гиляровского. Только в картине воровке и бандитской «марухе» добавили утонченности. Думаю, ума и светских манер тоже.
В начальных титрах значится, что фильм снят по мотивам рассказов Гиляровского и повестей Артура Конан Дойля. Отсюда в названии вторая часть «Знак четырех». В общем, все, что дальше — это история про Шерлока Холмса и доктора Ватсона в декорациях Москвы начала 20 века. Роли сыщиков, естественно, взяли на себя Станиславский (Константин Крюков) с Гиляровским (Михаил Пореченков). Тщеславный и не слишком умный инспектор Лейстрейд тоже появится. В фильме полицейского зовут Федот Иванович Рудников, и играет его Евгений Стычкин. Княжна — это в каком-то роде Мэри Морстен, в которую в книге влюбился Ватсон.
У Конан Дойля позаимствован индийский сюжет про похищенное и вывезенное сокровище. В фильме жемчужины заменили на изумрудное ожерелье «Искра Востока». Из-за него погибнут четыре человека, и если бы не Станиславский с Гиляровским, Рудникову бы точно не хватило ума распутать эти преступления.
Актеры
Помните фразу из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»: «Сдается мне, джентльмены, это была комедия!» У меня после просмотра сложилось такое же впечатление. Четыре трупа, двое опаснейших убийц, но здесь и близко нет того напряжения, какое было в серии «Сокровища Агры» из советского фильма про Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Зато есть ощущение иронии, как будто режиссер посмеивается над своими героями. Помните многосерийную картину «Приключения принца Флоризеля» с Олегом Далем? Какая там ирония во всем. Вот здесь что-то похожее. Сцена погони на катерах, снимавшаяся в Петербурге на Обводном канале — комедия в чистом виде. Ну кто так ловит преступников? Герои успевают не только стрелять, но и шутить. Звездная сцена для Стычкина: его Рудников, демонстрируя меткость лучшего в московском сыске стрелка, выглядит по-настоящему смешным.
А приглашение на роль Немировича-Данченко Александра Олешко? На него невозможно смотреть без улыбки. Более того, он все время ест. Его встречи со Станиславским происходят не столько в МХТ, сколько в ресторане. «Мы с вами изнежены благополучием, — говорит Немирович-Данченко своему другу-режиссеру, обсуждая пьесу «На дне», — что такое правда жизни, вы все равно не знаете, да и цензура не пропустит». Олешко как будто пародирует реформатора театра. В один из вечеров к ним присоединяется еще и Чехов. Надо видеть Ивана Колесникова в этом гриме! Лицо, интонации — блестяще, только ростом великоват актер для Чехова. Роль будущего императора Николая I в «Союзе спасения» ему, с косой саженью в плечах, более под стать. И все опять едят! И что вы думаете, именно Антон Павлович своими рассказами об Индии и пароходе «Петербург» помогает Константину Сергеевичу распутать цепочку преступлений.
А Крюков с Пореченковым, полагаете, все такие из себя серьезные? Не проходит у меня ощущение стеба. Хулиганистый образ Гиляровского Пореченкову очень идет. Даже странно, что про человека с такой биографией до сих пор не сняли отдельный сериал! Был бурлаком на Волге, рыбаком, рабочим на заводе, пожарным, наездником в цирке. Освоил джигитовку. Гонял табуны лошадей на юге. Вот откуда его умение владеть кнутом. Да и физическая сила у Гиляровского была недюжинная, кулак с голову, оттого и не боялся он хитровских жителей. А они его уважали — за честность, за то, что был человеком слова. И все время — со времен учебы в гимназии — Гиляровский писал стихи и зарисовки.
Станиславский на его фоне кажется мальчишкой. Хотя на момент действия режиссеру 39, а Гиляровскому 46. Не пацаны они уже, чтобы бегать за преступниками, драться, забираться в окна, но вот поди ж ты! В один момент Константин Сергеевич для визита на Хитровку переодевается, но в первом же трактире ему говорят, что за рваной одеждой не скроешь благородного происхождения, и дальше он опять появляется в своих костюмах-тройках с иголочки.
Внешне Крюков не сильно похож на Станиславского, но у актера получилось изобразить столичного франта.
А таким он и был — сын крупнейшего промышленника, депутата Городской думы Сергея Алексеева. Константин Сергеевич одно время даже руководил отцовской золотоканительной фабрикой. И сценический псевдоним Станиславский, с которым вошел в историю, взял как раз для того, чтобы его не ассоциировали с отцом — уважаемым в Москве купцом. Так что Станиславскому пришлось спускаться на хитровское дно не с театральных подмостков, а с куда более высокой лестницы.
— Хотите пощекотать нервы пороком? — дерзко спрашивает его Княжна при знакомстве.
— Пощекотать нервы? Можно и так сказать, — отвечает Станиславский и дальше начинает цитировать ей Горького про то, что «Человек — это звучит гордо», но он не знает, с какой интонацией это должно быть сказано на сцене. Не зря Немирович-Данченко называл его идеалистом.
Смотрибельность
Не знаю, для чего сценаристам понадобилось брать сюжет повести Конан Дойля «Знак четырех», можно было и свою историю закрутить. Тот же Фандорин в стольких романах заглядывал на Хитровку, и каждый раз там находились разные сюжеты и повороты. Этот район был приютом для людей всех мастей, и фильм можно было бы наполнить очень яркими персонажами и дать волю фантазии. А тут сцены просчитываемы: смотришь и понимаешь, что будет дальше, и это плохо для приключенческого фильма. Вот в конце фильма Княжна заходит на мост. И сразу перед глазами похожая сцена — принц Флоризель над рекой с алмазом «Око света» в руках.
Сам образ Хитровки в своей грязи и убогости получился прямо лубочным — на экране образцово-показательная нищета. Видно, что это построенные на Мосфильме декорации, и от того не покидает ощущение театральности, как будто смотришь телеспектакль. Нет той правды жизни, которую обычно создает кино.
«Когда я узнал идею фильма, меня порадовало, что появились наши герои, которые могут долго жить во времени и пространстве, расследовать не одно дело», — сказал в интервью телеканалу «Россия» Михаил Пореченков. Так что, видимо, одним фильмом история не ограничится, и Гиляровский со Станиславским станут в нашем кинематографе (кто бы мог подумать) новым дуэтом сыщиков. Тем более, что еще только 1902 год — настоящая слава у того, и у другого впереди.