Владимир ИВАНОВ: «Роль педуниверситета в системе образования — самая ключевая!»

В подготовку педагогов надо вкладываться сейчас

Об итогах приемной кампании-2022, проблемах высшего педагогического образования мы поговорили с ректором Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева, доктором педагогических наук, профессором Владимиром ИВАНОВЫМ.

— Владимир Николаевич, каковы итоги приемной кампании-2022? Чем она запомнится вам?
— Прежде всего, стало больше бюджетных мест: в этом году 800 человек получили возможность учиться бесплатно. За последние два года — плюс 60 мест. Это довольно-таки много для такого небольшого вуза, как наш. Значит, у выпускников школ появилось больше шансов получить качественное высшее образование у себя на родине.
Растет и средний балл абитуриентов — 65-67 баллов по трем предметам. Но при этом, к сожалению, выпускников школ с каждым годом становится все меньше. Эта тенденция характерна для многих вузов. Несмотря на то, что мы два года жили в условиях коронавируса, и существовали определенные ограничения, дистанционные формы занятий, все-таки мотивация и образовательный уровень выпускников школ сильно не пострадали. Это я хотел бы отметить как достоинство системы образования Чувашской Республики. Обеспечить подготовку учеников в условиях ограниченных контактов, взаимодействуя при этом с родителями, и не уронить качество образования, считаю, это — позитивный, характеризующий как раз прием этого года, результат.

 

О технопарке универсальных педагогических компетенций «Учитель будущего поколения России» Владимир Иванов рассказал не только корреспонденту «СЧ», но и главному федеральному инспектору по Чувашской Республике Григорию Сергееву. Фото пресс-службы ЧГПУ

— Как правило, выпускники стремятся попасть на бюджетные места. Однако в этом году, как отметили эксперты, многие вузы не смогли заполнить бюджет. У них прием продолжался вплоть до начала учебного года…
— Есть такая тема. И начать ее я хочу издалека, с возникшей угрозы в связи со старением педагогических кадров. Это первое. Очень заметна стала разбалансировка демографической ситуации в районах. Допустим, в Шумерлинском районе всего, по-моему, 800 учеников — это одна маленькая школа. И что характерно, в муниципалитетах, вместе с уменьшением количества обучающихся ухудшается и качество подготовки по математике, физике. Если выпускников 11-х классов, которые выбрали физику, в позапрошлом году было 33%, то в этом — 27. То есть чем меньше выбирают физику, тем труднее закрыть бюджетные места в вузе на инженерные и физико-математические направления. Не закрываются те места, где, казалось бы, потребность очень большая — нужны учителя физики, нужны инженеры, программисты, а количество одиннадцатиклассников, сдающих физику, резко уменьшилось. Это стало системной проблемой. Ее надо решать, а начинать надо с десятого, девятого классов.
— И проблема эта больше относится к школе?
— Здесь нужна совместная работа администраций районов, школ и вузов, чтобы обеспечить подготовку будущих учителей по таким сложным предметам, как математика, физика, информатика, химия, биология. Если в школе не будет хотя бы по одному учителю-предметнику высшей квалификации, то школа из года в год будет терять в качестве подготовки учащихся. А теряя в качестве подготовки, ребята, соответственно, не придут в вуз и не вернутся потом на работу в школу. Это взаимосвязано. Здесь, как в той проблеме, что появилось первым — курица или яйцо, — невозможно разорвать и сказать: вот отсюда начнем.
В этом году у нас на физику выделено 15 бюджетных мест, из них только шесть заняли ребята из Чувашии. Вот и представьте, через пять лет в школу пойдут, в лучшем случае, пятеро. Что такое пять человек на всю республику?
— Это даже не капля…
— Это вообще ни о чем! Или другой пример: в некоторых школах физику сегодня преподают студенты 4-5-х курсов. Что хочу заметить: хорошо учиться и в то же время работать — это очень сложно, по себе знаю. Но самое главное другое. Гимназия № 5, лицеи № 2 и № 3 — это наши самые сильные школы физико-математического цикла. Лицей № 3 всегда был величиной. А среди учителей физики — наши студенты-пятикурсники. И кого мы выпустим в итоге из школы?
И еще. Куда уезжают выпускники этих школ? В Петербург, Москву и так далее. А устраиваются они потом в различных фирмах, выезжают за границу. Такая система губит подготовку кадров высокой квалификации для республики.

Готовим сейчас помещения для проведения демоэкзамена, который я вижу как основной инструмент измерения качества подготовки учителей. Знания выпускника — это не только его оценки в дипломе. Мы должны оценивать практическую готовность учителя к школе. Студент, получая диплом, на выходе пусть покажет, как он умеет работать в роли учителя.

— А какие специальности оказались наиболее востребованными?
— Правоведение и иностранные языки. То есть вся проблема в нас самих, в наших детях. О чем это говорит? О том, что мы готовим кадры, которые не заполняют ключевые потребности нашего образования, экономики, что предпочтения части абитуриентов и их родителей во многом отражают вчерашний день.
Но выход из ситуации есть. В своем докладе на августовской конференции министр образования республики Дмитрий Захаров акцентировал внимание на целевом обучении. То есть вместе со школой будем готовить того специалиста, который ей нужен. И к тому же механизм целевого обучения очень простой.

В Технопарке универсальных педагогических компетенций запускается образовательный проект для школьников республики по развитию компетенций в области 3D-моделирования и занятий по робототехнике. Фото пресс-службы ЧГПУ

В августе к нам приходили директора школ. Был поднят вопрос об острой нехватке учителей иностранного языка. И мы пришли к выводу, что сопровождение требуемых специалистов нужно начинать еще во время их учебы в вузе: встречаться с ними, заключать соглашения, во время учебы приглашать их на практику, мотивировать стипендией. И мне кажется, это даст больший результат, чем существующая практика привлечения к работе третьекурсников.
— Тем не менее, новый учебный год Чувашия начала при нехватке 260 учителей. Самыми проблемными предметами стали: математика — 37 вакансий, иностранный язык — 35, русский язык и литература — 29, физика — 15, физкультура — 14…
— Ну вам дали статистику еще очень оптимистическую… Эти вакансии, конечно же, закроют, пригласив пенсионеров и повысив нагрузку до полутора ставок, двух или почти трех. Но закрыв вакансию внутри сегодня, это еще не означает решить кадровый вопрос. И потом, понятно, зарплата очень маленькая. Ну не хотят наши студенты оставаться в родных краях на эту зарплату…
— В целом, как вы оцениваете приемную кампанию этого года?
— Оценил бы как удачную. Студенты приступили к учебе по своим программам. Однако жизнь ставит перед нами немало других вопросов. Я уже привел пример по физикам. Такая же проблема с учителями начальных классов, которых тоже не хватает. И здесь я очень надеюсь на тесное взаимодействие с Министерством образования, со школами.
С другой стороны, можно вернуть в систему образования тех, кто уже имеет диплом. У нас же огромное количество людей с дипломами педвузов.
— Никак не привлечем, кроме как не заинтересовав…
— Заинтересовать и дать возможность прийти хотя бы ради ребенка. Такие примеры есть, кстати. К нам поступают на заочную форму обучения, в том числе и на магистерские программы, родители, которые или хотят обучить своего ребенка, или испытывают проблемы со своими дочкой или сыном, или поступают на работу в детский сад и школу ради своего ребенка.
— У вас в главном учебном корпусе сейчас идут масштабные ремонтные работы…
— В прошлом году начали. Где-то к 1 ноября мы этот корпус запустим. Ремонтируем не только главный, но и пятый корпус. Делаем большие поточные аудитории, лаборатории. Готовим также помещения для проведения демоэкзамена, который я вижу как основной инструмент измерения качества подготовки учителей. Знания выпускника — это не только его оценки в дипломе. Мы должны оценивать практическую готовность учителя к школе. Студент, получая диплом, на выходе пусть покажет, как он умеет работать в роли учителя.
И вот эту систему со следующего года шаг за шагом будем внедрять у себя. То есть сначала — промежуточная аттестация. Третий курс окончил — должен показать, чему научился. Четвертый окончил — должен показать, что изменилось у тебя, стало ли лучше.
Этот механизм достаточно объективен — там работают эксперты. И тут ничего не скроешь, все перед глазами: конкретные задания, конкретные виды деятельности. А студент заинтересован показать лучший результат.
— Недавно вы открыли технопарк. Какие педагогические технологии студенты будут осваивать в нем?
— Не только наши студенты, но и школьные учителя. Кроме демоэкзамена задействуем возможности искусственного интеллекта. С его помощью учителя начальных классов смогут использовать в ходе игр с детьми современные технологии. Ребенок, который умеет мыслить, проектировать, программировать, да еще и собирать модели своими руками, повзрослев, точно станет другим.
— В наше с вами советское время, когда мы поступали в вуз, студентами становились 30% выпускников школ, а сейчас — почти 70. И тем не менее учителей в школах не хватает. Может нам стоит вернуться к советскому прошлому — распределительному трудоустройству?
— Наверное, в том формате, как было тогда, это невозможно. На мой взгляд, сейчас нужна мотивация не только жестко заставлять «иди, работай», а еще должна быть внутренняя потребность, подкрепленная ресурсами. Здесь могут быть не только деньги. Наши выпускники идут в школу, прекрасно зная, что там маленькая зарплата.
Вот, например, студентка факультета иностранных языков Мария Васильева из города Ядрина. Она с третьего курса работает в одной из школ Ядринского района и смело говорит: «По окончании вуза я обязательно продолжу работать в сельской школе, а дальше жизнь подскажет!»
Или же другой пример. Первого сентября на торжественное мероприятие мы пригласили нашу выпускницу, учительницу математики и технологии Чагасьской средней школы Канашского района Татьяну Ивановну Семенову. Ее дочь Юлия в этом году поступила на физико-математический факультет, имея аттестат с отличием. То есть уже зарождается учительская династия. Радует, что педагог посоветовала дочери свою альма-матер в качестве основы для получения высшего образования.
— И в завершение нашей беседы хотелось бы узнать, какие направления деятельности для вас и всего коллектива будут приоритетными лет через 5-10? Каким вы видите свой университет в формате новой национальной системы высшего образования?
— Мы все убедились в том, что четырех лет недостаточно для полноценного формирования у молодых людей знаний и компетенций. Но в то же время, формируя новую систему, нельзя лишать их единой возможности поступления в любой вуз России. И здесь хочу вернуться к тому, что в будущем наше образование можно поднять, только повышая качество подготовки будущего учителя, его профессионализм. Можно построить новую школу, оснастить ее, но это не повлияет на качество. Если в школе не будет учителя, обладающего технологиями и умеющего преподавать, то нельзя обеспечить высокий уровень обучения.
Мы же всегда говорим — доступность и качество. Да, детские сады построили, школу построим, но если там некому будет учить, точно зря потрачены деньги! Поэтому в подготовку учителя надо вкладывать сейчас! Только тогда мы повлияем на уровень знаний наших учеников.
Уверен, будущее педагогическое образование станет технологичным. Вот почему мы учим своих преподавателей новым методикам и технологиям. В этом году большое количество преподавателей повысили свою квалификацию в Москве, восемь человек стали доцентами, в процессе — подготовка докторских диссертаций. Вкладываемся в свой основной потенциал — в людей, чтобы они затем транслировали свои знания студентам. Поэтому хочу отметить: роль педуниверситета в системе образования — самая ключевая!

Беседовал Николай Галкин
Опубликовано: 22:23 14 Сентябрь 2022 г.


Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.